08.06.2016 портал Милосердие.ru опубликовал статью "Закон, защищающий права недееспособных, принят в первом чтении":

Государственная дума единогласно приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Об этом сообщает официальный сайт нижней палаты парламента.

Поправки к законопроекту должны быть представлены в течение 30 дней.

Законопроект, находящийся на рассмотрении с 2012 года, предполагает внесение изменений в Гражданский, Семейный и Гражданский процессуальный кодексы. В соответствии с ними, над недееспособными и не полностью дееспособными гражданами может устанавливаться опека со стороны нескольких физических и юридических лиц.

Такие меры призваны расширить возможности подопечного и способствовать контролю за соблюдением его прав. В число опекунов людей, живущих в психоневрологических интернатах (ПНИ), и недееспособных несовершеннолетних, смогут войти социально ориентированные некоммерческие организации, православные сестричества и приходы.

Законопроект предусматривает также изменение закона о психиатрии, в той части, где говорится о создании службы защиты прав пациентов психиатрических больниц и ПНИ. Также в нем есть детальные предложения по порядку выписки из ПНИ, обеспечению детального рассмотрения вопроса о дееспособности или ограниченной дееспособности человека.

В настоящее время в России на учете с диагнозами психического расстройства и расстройства поведения состоит почти 1 миллион 570 тысяч взрослых, и более 153 тысяч детей. Ежегодно с таким диагнозом впервые берётся под наблюдение более 60 тысяч взрослых и 55 тысяч детей, сообщила, представляя законопроект в Госдуме, член Совета Федерации Людмила Кононова. Принятие законопроекта снизит риск злоупотреблений при ограничении прав пациентов медицинских стационаров, оказывающих психиатрическую помощь, подчеркнула она.

Ранее законопроект был рекомендован вице-премьером Ольгой Голодец как важнейший инструмент, обеспечивающий права и свободы людей, находящихся в ПНИ. Об этом она заявила на заседании Попечительского совета при правительстве РФ 6 июня в Москве.


Ранее, 07.06.2016, портал Милосердие.ru опубликовал статью "Смогут ли недееспособные иметь несколько опекунов, решит Госдума":

Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект, цель которого определяется авторами как «повышение гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Эксперты рассказали порталу Милосердие.ru, почему закон, устанавливающий возможности назначения нескольких опекунов для живущих в ПНИ людей, и вводящий ряд других новаций, важен для защиты прав недееспособных людей, и для улучшения качества их жизни.

«В законопроекте речь идет о возможности распределить ответственность в рамках опеки/попечительства между несколькими лицами, — сообщила сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палаты РФ, член Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ Елена Клочко. — Сейчас, например, опекун должен проживать вместе с подопечным инвалидом. Трудно себе представить, что люди будут массово брать под опеку инвалидов из ПНИ для проживания в семье.

Наличие внешнего опекуна для человека, живущего в ПНИ, дает возможность контролировать соблюдение его прав, обеспечивать возможности образования, отдыха и так далее. А второй опекун (которым может быть и интернат, и другое учреждение), может выполнять социальные услуги. Один исполняет, а другой контролирует соблюдение прав и качество жизни подопечного.

В законопроекте сказано, что опекунами могут быть не только государственные, но и негосударственные юридические лица. Имеются в виду социально ориентированные НКО.

В первую очередь — это родительские организации, работавшие по 15-20 лет в интересах собственных детей. Они имеют опыт таких услуг, которые не исполняются государственными организациями. Например, сопровождаемое проживание в домашних условиях, или в условиях, приближенных к обычным, сопровождаемая занятость для тех, кто не может конкурировать на открытом рынке труда, сопровождаемое трудоустройство.

При соединении усилий НКО, внешних опекунов, родителей, недееспособный человек может получить дополнительные возможности и услуги.

Еще одно важное положение законопроекта – изменение закона о психиатрии, в той части, где говорится о создании службы защиты прав пациентов психиатрических больниц и ПНИ. Также в нем есть детальные предложения по порядку выписки из ПНИ, обеспечению детального рассмотрения человека на предмет дееспособности или ограниченной дееспособности, от чего напрямую зависит его судьба…

Важно подчеркнуть, что предлагаемый закон коснется не только живущих в ПНИ, но и детей из детских домов-интернатов, в том числе – тех, кто имеет тяжелые нарушения и вряд ли будет взят в семью…

Этот законопроект впервые обсуждался весной 2012 года. К сожалению, с тех пор удалось законодательно ввести только одно из вошедших в его состав предложений, но крайне важное – об установлении понятия ограниченной дееспособности. Остальное согласовывается очень тяжело – законопроект затрагивает области компетенции множества ведомств…»

«Теоретически, по закону у человека может быть несколько опекунов, если это необходимо для защиты его интересов. Но на практике так никогда не происходит, — рассказала порталу Милосердие.ru старший юрист Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Старинова.

— Этот закон особенно важен для недееспособных людей, которые находится в ПНИ, для того, чтобы внешние по отношению к интернату люди и организации могли брать на себя опеку над ними. Сейчас администрация самого учреждения является их опекуном.

Это – типичный конфликт интересов. Особенно заметным это несоответствие стало после вступления в силу закона «Об основах социального обслуживания населения». Так, например, в соответствии с ним, должен быть заключен договор на оказание социальных услуг. Так вот, администрация интерната подписывает его сама с собой, и как поставщик услуг, и как представитель недееспособного человека.

Это не было бы так страшно, если бы интернат не был стационарным учреждением, от которого живущий там человек полностью зависит. Как правило, он не может оттуда выйти, не может найти себе работу, не может обеспечить себе питание вне интерната…

Теоретически исполнение интернатами функций опекуна должны контролировать органы опеки и попечительства. Но они чаще всего недостаточно укомплектованы штатами.

Необходимость в нескольких опекунах может быть и у людей, проживающих в обществе. Один опекун может жить вместе с человеком, заботиться о его быте. Другой опекун может заниматься правовыми вопросами…

Когда умирают родители умственно отсталого человека, не всегда находится кто-то, кто был бы готов полностью взять опеку на себя. Согласно же законопроекту, его опекунами могут стать несколько человек, или же – некоммерческая организация, например – приход храма, куда он ходил с родителями.

Также многие НКО, в том числе – православные приходы и сестричества, смогли бы в соответствии с этим законом получить более весомые правовые основания для организации дополнительного обслуживания и лечения для недееспособных, их сопровождения. Сейчас же у нас нет механизмов передачи недееспособного под опеку в некоммерческое учреждение, где он не проживает. По предлагаемому закону смогут назначаться внешние опекуны для людей, проживающих в интернате, которые могли бы забирать их на время.

При этом законопроект предполагает, что государство установит требования к организациям, желающим взять на себя функции опекуна или попечителя. Порядок назначения опекуна должен предусматривать их проверку.

Законопроект обсуждался длительное время в связи с необходимостью его согласования с различными министерствами.  И я считаю, что он крайне важен для нашей страны. Этот законопроект создаст возможности для реального улучшения жизни людей, проживающих в ПНИ».

 

"Особый дом" благодарит портал Милосердие.ru за разрешение на републикацию материалов.