Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

06.04.2019 Борьба с системой принуждения по-молдавски

"Коммерсантъ" от 06.04.2019

В Республике Молдова 12 лет реформируют учреждения интернатного типа для детей — за это время количество детей в детских домах и интернатах снизилось более чем в десять раз, появилось 12 типов социальных услуг для семьи и детей. Почему власти бедной постсоветской страны решились на долгую и трудную реформу, кто им в этом помогает и при чем тут школьная инклюзия, рассказывает специальный корреспондент “Ъ” Ольга Алленова.

Гейткипинг в сфере социального сиротства — деятельность государственных социальных органов, направленная на предотвращение попадания ребенка в закрытые детские учреждения и включающая в себя поддержку неблагополучных и замещающих семей, образовательные программы для родителей и специалистов, работающих с семьей.

Я встречаюсь в Кишиневе с молодыми людьми, которые приехали из разных районов Молдовы, чтобы рассказать о том, как государственная реформа системы интернатного ухода за детьми отразилась на их жизни.

Многие из них еще несколько лет назад жили в интернатах и детских домах. Когда в стране началась реформа детских интернатов, они вернулись домой, а повзрослев, решили объединиться в «консилиум выпускников», чтобы при поддержке благотворительной организации «Люмос» добиваться закрытия всех интернатов и детских домов в стране. Британский фонд «Люмос», основанный в 2005-м британской писательницей Джоан Роулинг и работающий в 34 странах мира, пришел в Молдову в 2006 году, а уже в 2007-м здесь началась реформа детских домов и интернатов. «Одно из направлений работы "Люмоса" — участие детей в обсуждении их проблем и принятии решений,— рассказывает директор фонда "Люмос" в Молдове Домника Гыну.— Мы должны слушать детей, когда решаем их судьбу».

Молодые люди, которые пришли на встречу, рассказывают о своем прошлом.

— Я попала в интернат, потому что меня не взяли в школу в моем поселке,— вспоминает Ирина.— Когда началась реформа, интернат закрыли, я вернулась к родителям и пошла в обычную школу. Школа тогда уже стала инклюзивной. Но было очень тяжело. Одноклассники меня не принимали. Я одевалась не так, как они, старомодно. Я плохо говорю, у меня ДЦП, спастика. Со мной никто не общался. Но потом они ко мне привыкли, не избегают меня, и я счастлива.

Теперь Ирина совершеннолетняя и мечтает устроиться на работу. В Молдове успешно реформируют сиротские учреждения, но проблемы трудоустройства инвалидов не решены. «Люмос» планирует решать эти проблемы вместе с молодыми людьми, выстраивая систему поддержки уже для взрослых.

Полностью статью Ольги Алленовой вы можете прочитать на сайте правообладателя - журнала "Коммерсантъ".

#####