Notice: Undefined offset: 1 in /home/srv33768/htdocs/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 Особый дом - 31.10.2019 Среда для всех: пример Швеции
Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

31.10.2019 Среда для всех: пример Швеции

Благотворительные магазины «Спасибо!»

Автор текста Наталья Галечьян, директор и руководительница благотворительных проектов «Спасибо!»

"В сентябре этого года у меня была крутейшая поездка в Швецию. Не просто поездка, а ознакомительный визит в Стокгольм на тему: «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». В нашей группе состав был такой: 7 человек из правительства, 7 человек из НКО. Все работают с людьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), или, как теперь говорят в Швеции — с ограниченным функционалом. Мы встречались и с властью, и с бизнесом, и с людьми с ОВЗ , и компаниями, занимающимися их трудоустройством, и с компаниями, где работают более сотни людей с ОВЗ.

Что отличает Швецию:

  • Швеция занимает 3 место в мире по уровню занятости людей с ОВЗ. Сами шведы достаточно критично подходят к статистическим данным, что мне очень симпатично. Говорят, что исходники в каждой стране очень разные.
  • Бюджет, который в большинстве стран уходит на пособия людям с ОВЗ, здесь тратят на стимулирование бизнеса. Компании не заставляют брать к себе людей с ОВЗ, но государство компенсирует заработную плату людей с ОВЗ. Поэтому они не сидят дома или в спецучреждениях за высокими заборами, а работают, общаются и могут почувствовать себя равными среди равных.
  • Городской дизайн стремится к универсальности. В городах не просто устанавливают спецоборудование для людей с инвалидностью, а изначально разрабатывают такой дизайн, чтобы было удобно всем.


Мы жили в гостинице Scandic. Это крупнейшая сеть отелей в Северной Европе. В ней работает чудесная пара Магнус Берглунд, посол по вопросам доступной среды сети отелей Scandic, и его собака-ассистент по кличке Дикси — самый любимый сотрудник отеля.

Магнус Берглунд и его собака-ассистент по Дикси

Магнус Берглунд и его собака-ассистент Дикси

У Магнуса, директора по доступной среде Scandic, ревматическая болезнь, поэтому он везде ходит со своим другом-ассистентом Дикси. Когда-то около 17 лет назад ему понадобилось отправиться на свадьбу к друзьям. Магнус изучил сайты 5 отелей. В них предлагалось всё на свете: спортивный зал, велосипеды в аренду, панорамный ресторан на крыше. Гольф — пожалуйста, лошади — прекрасно! Всё, что угодно, кроме простой информации о высоте кровати, приспособленности туалетов, размере дверных проёмов.

Год спустя он разработал бизнес-концепцию «Как увеличить поток людей» и нашёл себе новую работу. На новом месте работы он взял напрокат коляски и посадил на них всех сотрудников, включая директора. За 2 месяца каждый работник попробовал провести хотя бы 2 часа на коляске. А ведь 2 часа хватает только, чтобы её освоить. Чтобы научиться преодолевать двери и поребрики нужно 2 недели.

Топ «горячих» моментов эксперимента:

  • Как закрыть за собой дверь туалета, если ты на коляске? Ни один из 150 сотрудников не смог это сделать, а в отеле было 4 туалета, которые спроектированы специально для людей с ОВЗ.
  • Если вы на коляске, помыли руки и хотите их высушить, то у вас ничего не получится — сушилки висят слишком высоко. Магнус рассказал, что и в Брюсселе, в одном из самых крутых, больших и оборудованных туалетов для людей с ОВЗ, чтобы достать до бумаги, надо встать и пройти метр! Для тех, кто на коляске, это особенно «удобно».
  • Знаете ли вы, что люди с инвалидностью, передвигающиеся на специальной коляске, пьют только чай? Потому что на шведском столе чашки с чаем всегда снизу, а кофейные — сверху.


Как часто мы думаем, оказавшись в специально оборудованном туалете, удобно ли здесь всё на самом деле для людей с ОВЗ? Вряд ли кому-то из нас это вообще придёт в голову. А если вдруг замечаем, скажем ли мы об этом? Зато если перегорела лампочка, то каждый посетитель скажет тех. персоналу и будет говорить до тех пор, пока лампочку не заменят. Персонал в Scandic специально обучен, чтобы замечать такие моменты. И моя особенная любовь — это универсальный дизайн. В сети сейчас оборудовано 40 номеров для людей с ОВЗ, но так, что это просто удобно и не обращает на себя внимания. Удобно для всех, а не только для людей с ОВЗ. В этом смысл универсального дизайна, когда люди с ОВЗ не чувствуют, что они особенные".

#####