Жизнь на природе
Проект «Деревня» в Тульской области «Наш Солнечный Мир» - одна из первых организаций в России, занимающаяся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития. Центр основан в Москве в 1991 году специалистами и родителями детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Еженедельно занятия в Центре посещают около 300 детей с 1,5 лет, подростков и молодых людей с аутизмом и другими нарушениями развития. Реабилитационную помощь им оказывают 70 высококвалифицированных специалистов и волонтеров. Более чем за 20 лет специалисты Центра оказали помощь и изменили качество жизни нескольких тысяч детей и их семей. Благодаря занятиям в Центре, многие дети получают возможность посещать обычные детские сады, поступают в школы (коррекционные и общеобразовательные), ведут социально-активный образ жизни. Многие из специалистов Центра – родители детей с РАС и другими нарушениями в развитии, также в Центре работают несколько его бывших воспитанников – взрослых людей с РАС. В июне 2012 года на базе частного деревенского хозяйства в деревне Верхнее Романово Тульской области начал работу проект «Деревня». Основной идеей при его создании стало желание объединить молодых людей с особенностями развития, способных несколько дней обходиться без родителей, и педагогов для совместного проживания и работы вне города. Замысел проект предполагает регулярную организацию лагерей – один раз в каждый сезон. Первыми участниками проекта «Деревня» стали молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 32 лет с такими диагнозами, как аутизм, умственная отсталость различного генеза, синдром Мартина-Белла. Основная цель проекта - дать возможность молодым людям с нарушениями развития (с ментальной и психической ивалидностью) получить опыт проживания без родителей. Можно выделить следующие задачи проекта:
Приезжая в деревню, участники проекта приобретают навык не только пребывания вне дома, но и нахождения в коллективе, а также различные социально-бытовые навыки (такие как покупка продуктов, приготовление еды, стирка, уборка и пр.). Ребята выращивают растения, ухаживают за животными, работают на сыроварне. За время участия в проекте у ребят появился опыт самостоятельной жизни, ведения различных видов совместной деятельности, разрешения бытовых трудностей и конфликтных ситуаций. Важно, что степень независимости молодых людей от родителей постоянно увеличивается, а уровень необходимого сопровождения снижается. Это позволяет надеяться, что в перспективе ребята смогут жить и работать в деревне от месяца и дольше при небольшой поддержке педагогов. Проект «Деревня» был основан и развивается потому, что нам очень хочется создать для «особых» молодых людей альтернативу пожизненному пребыванию в психоневрологических интернатах.
Так как все мы - жители огромной Москвы, нам в голову пришла мысль разработать программу встреч, которые помогли бы ребятам справляться с трудностями проживания в нашем мегаполисе. Так родился проект «Город», цель которого - обучение молодых людей с особенностями развития навыкам самостоятельной жизни в г. Москве. Учебной базой проекта стал наш город (все, что в нем находится и с чем его жители сталкиваются ежедневно): магазины, городской транспорт, кафе и другие общественные места. Основные задачи проекта или чему же мы хотим научить его участников: 1. Соблюдать нормы поведения на улицах города и в общественных местах. 2. Пользоваться общественным транспортом. 3. Совершать покупки в различных магазинах. 4. Самостоятельно питаться в кафе, посещать различные культурные заведения Москвы. 5. Ориентироваться в ценах на самые необходимые товары потребления, в размерах одежды и обуви и пр. 6. Адекватно вести себя в нестандартных ситуациях на улице (Как быть, если похожий задает вопрос? Что делать, если не знаете дорогу?). 7. Использовать банковские карты, оплачивать счета ЖКХ. 8. Самостоятельно вести бюджет. Нам бы очень хотелось, чтобы участники проекта «Город» приобрели самостоятельность если не во всех, то во многих из этих навыков. Умение справляться с описанными задачами придаст ребятам независимость, сделает их жизнь более полноценной и интересной.
На сегодня в проектах принимают участие около 35 молодых людей от 16 до 45 человек. В июне 2020 г. в реабилитационном центре в Верхнем Романово случился пожар, полностью сгорел дом, конюшня, хоз.постройки. В авгусите 2020 возобновились традиционные ежемесячные заезды проекта "Деревня" для подростков и взрослых с нарушениями развития на арендованных базах. Руководители проектов: Сергей Степанов, +7 (909) 677-15-49 и Наташа Климонтович, +7 (916) 669-51-04 Страница проектов «Деревня» и «Город» в Фейсбуке Описание проекта «Деревня» на сайте Центра "Наш солнечный мир" *** «Поместье Чибисов, или школка для Жизни» Проект ориентирован на поиски пространств и смыслов жизни молодых людей с ограниченными возможностями (прежде всего, но не исключительно), проживающих в психоневрологическом интернате № 3 г. Петергофа.
Организовано всё весной 2015 года Андреем Домбровским. Андрей - один из основателей и один из первых руководителей СПбБРОО «Подорожник». С 2011 по 2013 гг. работал заместителем директора ДДИ №4 г. Павловска.
Страница «Поместья чибисов» ВКонтакте Сюжет в составе репортажа «Жители российских городов, не дожидаясь поддержки властей, решили улучшить свою жизнь сами» от 27.08.2015 на сайте Первого канала Репортаж в программе «Вести» от 19.02.2016 на сайте ГТРК «Санкт-Петербург» Статья «На колясках в своё поместье» в альманахе «Русский Меценат» за декабрь 2015 (стр. 18-23) *** Домашний приют для животных «Эллина» (Московская область) У сына Эллины Гальцовой, Коли – аутизм. Этот диагноз ему поставили в 3 года. Эллине, успешной столичной жительнице, директору аптеки, пришлось уйти с работы. Началось лечение Коли, которое – в том числе – включало общение с животными. Но жила семья в общежитии семейного типа – там животных завести нельзя. И мама Коли приняла судьбоносное решение. «Мы переехали в недостроенный дом в поселке Кратово. Фактически это была бетонная коробка. Дом был подарком моего папы на день свадьбы. Земля и недострой», – вспоминает Эллина. Семья стала обживаться на новом месте. Трудностей было и остается очень много. Вода из колодца, электрическая плитка, обогреватели, недостроенный дом… плюс сын с особенностями развития. Коля может быть раздражающим фактором для окружающих, для соседей – он кричит, падает, шумит… «Но я не хочу его ограничивать и постоянно одергивать: не кричи. Поэтому я приняла решение, что останусь в этом доме. В городе мы жить не будем», – говорит Эллина. Через несколько лет она осталась одна с детьми (сыном Колей и дочерью Ларисой, на год постарше) – муж не выдержал сложностей и ушел из семьи. Первым четвероногим членом семьи стала пони Октава. «Мы занимались с психологами, логопедами, принимали медикаментозное лечение. Но были и занятия иппотерапией. Коля занимался на пони, и очень привязался к ней. Аутистам сложно менять обстановку и лишаться общения с теми, кто близок. Поэтому семья решила, уехав за город, взять Октаву с собой – пришлось выкупить ее за немалые деньги. Иппотерапия построена на том, чтобы ребенок сидел на лошади, исполняя определенные задания. Но мы поняли: в случае, подобном нашему, важнее не упражнения, а общение. Почистить лошадь, принести ей воды, сена, покормить. Это оказалось ценнее для развития сына». Потом появился повредивший ногу скаковой конь Гурам. Элина вылечила Гурама и решила: она будет собирать таких животных – травмированных, выброшенных из жизни. Еще и потому, что общение с ними полезно сыну. «Вот так животные-инвалиды стали помогать человеку с инвалидностью. Битый битого везет, что называется», – смеется Эллина. Так в приюте появлялись то жеребёнок со сломанной ногой, то 25-летняя кобыла с пулевым ранением, то мерин, который от старости уже не мог держаться на на ногах – и хозяева просто бросили животное умирать в поле. Приют выкупил с бойни двух кобыл. Сейчас в приюте в целом 7 лошадей, они старые, травмированные, но Эллина смогла их выходить. Сейчас в приюте Эллины уже почти 60 животных. «Постепенно у нас появились козы. Часто пришлые животные, кого-то под ворота подкинули, козлика потом подарили. И мне пришлось осваивать и это тоже: что такое коза, чем ее кормить, как ее доить, – рассказывает Эллина. – Потом у нас появились свинки Хрюня и Матильда – одну батюшке нашего храма подкинули во время поста, другую привезли нам». Здесь живет ослик, черепахи, ужи, барашек, не считая многочисленных собак, кошек, кроликов и птиц. Все эти годы Эллина вынашивала мысль о создании приюта-зоопарка. «Конечно, я много общаюсь с родителями других детей-аутистов, и я предложила им приезжать к нам с детьми, общаться с животными. Если моему сыну это принесло пользу, то и другим детям это тоже должно помочь», – убеждена Эллина. Эллина считает, что постоянное тесное общение с животными помогло Коле социализироваться. Он стал больше общаться, освоил телефон и может звонить и разговаривать с мамой. «Он может говорить "Здравствуй!", "У меня все в порядке"», – рассказывает Эллина, и такие успехи для Коли очень важны. Эллина стала настоящим терапевтом. Она наблюдает воочию, как меняются дети с аутизмом в ходе общения с животными. «Такие дети могут быть и агрессивны. Но они постепенно меняются. Да, они быстро устают – скажем, 15 минут побыли с животными, и все. Но ничего. Потом 17 минут, потом – уже 20… и так постепенно ребенок меняется, становится более спокойным». Адрес: Московская область, Раменский район, посёлок Кратово Тел.: +7 (903) 178-16-44 Сайт: http://www.priutellina.info Страница в Фейсбуке Страница ВКонтакте Публикации: "Зоопарк для «особых» детей: мама мальчика-аутиста спасает брошенных животных" от 09.03.2016 Сюжет в телепрограмме «Утро. Вести» (с 1 мин. 20 сек.) от 11.03.2016 "Эллина – значит «светлая», или Приют для лошадей, собак и… любви" от 20.04.2016 Эфир передачи "Герои нашего города" с участием Эллины Гальцовой от 28.04.2016 "Эллинин ковчег" от 21.09.2016 |