Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Родителей

Друзья, напоминаем, что у нас есть разделы "Библиотека" и "Видеотека". Мы уверены, что вы найдете в них множество полезных вам материалов.

Онлайн-платформа "Обнажённые сердца онлайн"

В ноябре 2019 года фонд "Обнаженные сердца" запустил онлайн-платформу для специалистов и родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии "Обнажённые сердца онлайн".

Также на ней будут размещаться подкасты "Инклюзия и жизнь". Первые выпуски будут посвящены юридическим аспектам воспитания ребёнка с ОВЗ и/или инвалидностью, новые эпизоды будут публиковаться раз в неделю.

***

Что ждет после детского дома?

30 марта 2015 г. юристы СПб БОО "Перспективы" провели в ДДИ №2 г. Петергофа правовой семинар для родителей детей с нарушениями развития. Основными участниками семинара стали родители (и одна бабушка) ребят, которым скоро исполнится восемнадцать лет - будущих выпускников, которым вскоре придется столкнуться со "взрослыми" проблемами, связанными с переводом в ПНИ, возможным лишением дееспособности. К обсуждению присоединились сотрудники ДДИ №2, в том числе, директор и юрист интерната.

Участникам семинара рассказали о том, какие права есть у родителей детей, проживающих в стационарах, что такое дееспособность, ограниченная дееспособность, какова процедура лишения дееспособности, какие новые обязанности появились у опекунов с внесением изменений в Гражданский кодекс. Родителей, конечно, особенно интересовал вопрос, как они смогут влиять на жизнь своих недееспособных детей после перевода в ПНИ, поэтому актуальной оказалась информация о недавно введенной обязанности опекуна учитывать мнение подопечного, а если это мнение установить невозможно - близких людей и, прежде всего, родителей.

Ведущие семинара рассказали о том, какие в настоящее время есть альтернативы переводу выпускников ДДИ с тяжелыми нарушениями в ПНИ и привели примеры организации сопровождаемого проживания в разных регионах России.

Юрист интерната также признал необходимость создания эффективной системы подготовки выпускников ДДИ к жизни во "взрослых" интернатах, поддержки их в переходный период. Сотрудники ДДИ №2 выразили обеспокоенность судьбой своих воспитанников при переводе их в ПНИ, где они оказываются без той поддержки педагогов и тех возможностей, которые у них были в детском доме. И родители, и сотрудники интерната сошлись в том, что в ПНИ должны быть возможности для дальнейшего развития ребят, чтобы достижения педагогов и воспитателей детских учреждений не терялись после перевода во взрослые интернаты.

Родители активно задавали вопросы юристам, интересовались как правовыми аспектами, такими, как дееспособность и новое законодательство о социальном обслуживании, так и практическими действиями, которые они могут предпринять для улучшения качества жизни своих детей. "Перспективы" надеются, что как раз взаимные усилия родителей, сотрудников детских домов, заинтересованных в судьбе своих воспитанников, и НКО, обладающих опытом в этой сфере, будут способствовать улучшению положения выпускников ДДИ - молодых людей со множественными нарушениями развития.

***

Родительские группы

Опыт Диаконического центра "Прикосновение", г. Оренбург:

Мастерские для молодых людей с ментальными нарушениями и аутизмом в нашем Центре работают уже 5 лет. На начальном этапе образовательный процесс шел при активном участии родителей, но, как показала практика, это тупиковый вариант.

Первое, с чем мы столкнулись: непонимание родителями целей и задач, которые мы ставили в работе с молодыми людьми. Подавляющее большинство родителей выдвигали требования, которые не совпадали с реальными возможностями ребенка. Почти всех интересовало обучение детей грамоте, развлекающие занятия (музыка, танцы), при этом совершенно не учитывалось, что ребята плохо понимают обращенную речь, не могут концентрироваться, имеют низкий уровень навыков и умений, собственная активность снижена, и не выполняют работу самостоятельно.

Со стороны родителей также наблюдалась сильная симбиотическая связь и нежелание «отпустить» уже выросшего ребенка, утрата веры в то, что он еще может чему-то научиться и получить некоторую самостоятельность.

Первое, что было сделано, это отделение молодых людей от родителей на момент пребывания в Центре. Нам потребовалось много времени, чтобы и самим педагогам осознать, что перед нами уже взрослые люди, которые имеют свои потребности и желания.

На протяжении 5 лет выстраивалась работа в разных направлениях. Отдельно с родителями, отдельно с молодыми людьми.

На начальном этапе с родителями с учетом их запроса выстраивались беседы, которые часто носили терапевтический характер.

Следующий этап был направлен на формирование инициативной родительской группы, которые стали активными участниками производственной жизни мастерских.

Самым сложным, но на наш взгляд очень важным, было убедить родителей больше доверять своим выросшим детям и не контролировать излишне. Еще одним важным моментом, было закрепление вырабатываемых навыков самообслуживания дома.

Родители играют важную роль в нашей совместной деятельности, и нужно терпеливо и длительно работать на группе, что бы убедить родителей, позволить молодому человеку быть взрослым, а это проявляется в таких «мелочах», как собственный дезодорант, станок для бритья, выбор одежды, еды, прически и того, какой фильм смотреть.

Мы считаем, что родительские группы очень важны для формирования единых требований и целей в становлении взрослой жизни наших воспитанников.

Саламова Н.В. руководитель мастерских семейного типа для молодых людей со сложного нарушения развития и аутизмом

***

Мамы детей с ограниченными возможностями садятся за парты

У социального проекта «Просветшкола» общественной организации родителей детей-инвалидов «Парус надежды» важная цель – совершенствование социально-правовых и психолого-педагогических компетентностей у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

«Просветшкола» завоевала авторитет не только среди семей, но и у специалистов, теперь эта общественная школа для мам является частью городской программы «Самара - детям: мы разные - мы равные» на 2010-2012 гг. Здесь родители ребят с инвалидностью получают необходимые для жизни и защиты прав их ребенка знания, консультации юристов, реабилитологов, психологов. На первый взгляд, это просто родительский ликбез. Но эффект получается неожиданно весомый.

Обучение в «Просветшколе» прошли 102 человека. В настоящее время подавляющее число выпускников информируют и консультируют родителей, продвигая идеи независимой жизни людей с инвалидностью. Тренеры и специалисты проекта «Просветшкола» оказывают выпускникам методическую помощь.

«Просветшкола» послужила толчком к созданию двух общественных организаций: «Синегорье» (г. Жигулёвск), Клуб молодых инвалидов «Опора» (г. Новокуйбышевск).

В результате работы с родителями более 20 детей, которых ранее признавали «необучаемыми», приступили к обучению и успешно осваивают рекомендованные им программы.

Важным достижением обучающего курса является факт поступления 16 мам в высшие учебные заведения по психологическому и педагогическому профилю, 6 из них в настоящее время работают по новой специальности.

Правление СГОО ДИИД «Парус надежды» с гордостью информирует общественность о включении «Просветшколы» в целевую программу «Мы разные - мы равные» на 2013-2017 гг. и приглашает всех желающих на обучение.

В настоящее время проходят занятия в «Просветшколе». 20 участниц приняли активное участие в занятиях на тему «Понимание инвалидности», «Индивидуальная программа реабилитации – как форма отстаивания и реализации прав ребёнка-инвалида», «Реабилитация детей с ОВЗ средствами образования».

Ведущий занятий: тренер Брыткова Елена Викторовна, методист Центра специального образования Самарской области, мама ребёнка-инвалида.

Психологический блок для родителей проводит кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СамГУ Ферапонтова Ольга Ивановна.

Адрес: 443114, г. Самара, пр. Кирова, д. 349

Тел.: +7 (846) 959-73-59

Эл. почта: Parus-Samara@bk.ru

Сайт: http://parussamara.ru

Страница ВКонтакте

#####