Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Волонтёров

Друзья, напоминаем, что у нас есть разделы "Библиотека" и "Видеотека". Мы уверены, что вы найдете в ней множество полезных вам материалов.

***

Санкт-Петербургская Благотворительная Общественная Организация «Перспективы»

Волонтеры – это молодые люди в возрасте от 18 лет, не имеющие специального образования, которые работают в проектах «Перспектив» в течении одного года полную рабочую неделю по 35 часов.

Волонтеры – помощники детей и молодых людей с ограниченными возможностями. Волонтеры находятся рядом и быстро реагируют на потребности и интересы детей, обеспечивают уход (помогают в кормлении и переодевании детей и молодых ребят) и досуг (прогулки, игры, сопровождение на занятиях).

Волонтерская команда «Перспектив» интернациональна: Россия, Германия, Польша, Австрия. Молодые иностранцы, только что окончившие школу, берут год на самоопределение, и одновременно наполняют этот год смыслом. «Для меня и для других» - слоган немецкого «Добровольного социального года».

В России отношение к волонтерству за последнее время заметно изменилось. Этот процесс отмечен и на государственном уровне - благодаря изменению в законодательстве РФ с 2011 года «Перспективы» оформляют «штатных» волонтеров по договору о добровольческой деятельности. На данный момент количество «штатных» российских волонтеров, работающих в проектах, превышает количество иностранных. Потребности в волонтерах возростают за счет увеличения количества ребят, с которыми работают «Перспективы». Те люди, которые хотят заниматься с ребятами, но могут приходить к ним один-два раза в неделю, участвуют в проекте «Волонтер выходного дня».

Волонтеры ценны для наших ребят даже по окончании «Добровольного социального года»: именно они, уходя работать в другие сферы, рассказывают окружающим людям об особых детях и взрослых. С помощью волонтеров завязываются международные контакты, и многие из бывших добровольцев поддерживают с нами связь и оказывают помощь нашим программам помощи.

Прежде чем волонтер приступает к своим обязанностям, он проходит собеседование с координатором волонтерской службы. Если координатора и потенциального волонтера всё устраивает, то человек становится «штатным» волонтером, членом волонтерской команды.


Волонтер уже в начале своей деятельности должен четко понимать основные принципы работы организации, ее миссию и структуру. Но самое важное – это осознавать, что целевая группа, с которой работает волонтер, это дети и молодые взрослые с тяжелейшими физическими, умственными и неврологическими отклонениями. От волонтеров требуется высокая психическая устойчивость, которая должна сочетаться с чуткостью, отзывчивостью, а так же с готовностью к каждодневной и энергоемкой работе.

Волонтеры обладают очень ценными качествами: они понимают ребенка или взрослого с множественными нарушениями в развитии не в терминах диагнозов и нарушений, а, прежде всего, видят в нем человека, стараются найти особые, отличные от речевых средства коммуникации для общения с ним. Дети и взрослые с множественными нарушениями, проживающие в интернатах, очень нуждаются в контакте и поддержке. Нужно смотреть им в глаза, брать на руки или брать за руку, называть по имени, говорить с ними. Все это необходимо, чтобы поддерживать их желание жить и развиваться. Для них очень важны прикосновения, тактильный контакт – тот опыт, который доступен людям даже с самыми тяжелыми нарушениями.

Благодаря работе волонтера ребенок или взрослый с ограниченными возможностями может лучше осознать себя, узнать, что он тоже может влиять на окружающий мир, что он важен и ценен!

Всю необходимую информацию об особенностях ухода, кормления, перемещения, общения и поведения детей и молодых людей с множественными нарушениями в развитии волонтеры получают на вступительном обучающем семинаре, который длится 4 дня. Также в течение года для волонтеров проводятся различные мероприятия, встречи волонтеров всех проектов, поездки в другие города, дополнительные семинары, консультации со специалистами. Волонтеры участвуют в различных акциях, которые проводят «Перспективы», воплощают в жизнь новые идеи, используют свои таланты и возможности для работы с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями. Многие проекты «Перспектив» были инициированы именно волонтерами.

Страница ВКонтакте

Методичка для волонтёров скачать в PDF

"Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжёлой умственной инвалидностью: конструкторы волонтёрства и профессионализма". Статья А.А. Клепиковой в Журнале исследований социальной политики, том 9, № 3. скачать в PDF

***

Благотворительная общественная организация «Апельсин» Санкт-Петербурга

Цель Программы БОО «Апельсин» – чтобы у каждого ребёнка и молодого человека с инвалидностью, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и интернатах, появился добровольный индивидуальный помощник (ДИП), для того чтобы максимально раскрыть и реализовать возможности каждого подопечного.

Отличительной особенностью Программы является оказание индивидуальной поддержки добровольным индивидуальным помощником одному конкретному ребёнку или молодому человеку.

Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между ДИП и его подопечным. ДИП берёт на себя обязательство регулярно, не менее одного раза в месяц, проводить время совместно с подопечным, получать информацию о его нуждах и потребностях, отстаивать его интересы, вести дневник ДИПа, повышать уровень своего профессионализма с помощью участия в образовательных тренингах и семинарах, принимать участие в составлении и реализации стратегии повышения качества жизни своего подопечного. С учётом некоторых ограничений, которые накладываются правилами Учреждения, в котором проживает подопечный, совместное проведение времени может включать самые разные занятия: прогулки, игры, помощь в освоении школьных знаний и многое другое.

Благодаря доверительным отношениям, возникающим в процессе такого общения, ДИП становится для подопечного источником эмоциональной поддержки, его «голосом» и связью с «внешним» миром, за пределами высоких стен закрытого государственного учреждения, в котором проходит практически вся жизнь людей с тяжёлыми формами инвалидности. Также благодаря взаимодействию с ДИП у подопечных расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.

В БОО «Апельсин» создан проект «Школа Шефства».

Главная цель «Школы» – это обучение добровольцев и ДИПов с целью освоения базовых знаний и навыков, необходимых для осуществления  добровольческой деятельности.

Здесь можно узнать и особенности самих ребят, и правила выстраивания отношений с подшефным, и осознание важных моментов самого процесса. «Школа Шефства» позволит ДИПу познакомиться с основами социальной работы, педагогикой, психологией, юриспруденцией, а так же поможет выявить и развить личностные качества добровольца.

Обучение в «Школе Шефства» является обязательным компонентом участия ДИП в Программе и направлено на подготовку добровольных индивидуальных помощников (ДИП) к индивидуальному шефству над ребёнком или молодым человеком с инвалидностью, оставшемуся без попечения родителей. В программу обучения включены как общие вопросы добровольческой деятельности, так и вопросы, с которыми ДИП может столкнуться при общении с подопечным. Результатом обучения является повышение уровня знаний добровольцев и приобретение навыков, необходимых для работы с детьми и молодыми людьми с инвалидностью.

Программа обучения включает в себя лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы, «мозговые штурмы», кинолектории, дружеские беседы-дискуссии с профессионалами различных областей и знаменитых людей.

Задачи обучения добровольцев в «Школе Шефства»:

  1. познакомить потенциальных ДИП с основными принципами волонтёрской деятельности и с правилами участия в Программе;
  2. рассмотреть вопросы правовой защиты детей и молодых людей с инвалидностью;
  3. предоставить базовую информацию о психосоциальных особенностях детского и подросткового возрастов (возрастная и социальная психология), в том числе об особенностях переживания различных кризисных явлений на каждом этапе развития (включая смерть родителей или близких родственников);
  4. предоставить базовую информацию о взаимодействии с людьми с инвалидностью;
  5. рассмотреть вопросы психологической помощи детям и молодым людям с особенностями поведения (тревожные, агрессивные, гиперактивные, аутичные дети и молодые люди);
  6. познакомить будущих ДИП с психосоциальными особенностями детей и молодых людей, проживающих в детских домах и интернатах;
  7. предоставить информацию по проблеме жестокого обращения с детьми и молодыми людьми (эмоциональное, физическое, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребёнка и молодого человека с инвалидностью), рассмотреть основные аспекты оказания поддержки детям и молодым людям, пострадавшим от насилия;
  8. сформировать навыки эффективной коммуникации с детьми и молодыми людьми (тренинг общения);
  9. предоставить базовые навыки разрешения конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми и молодыми людьми (тренинг разрешения конфликтов).

С помощью тщательного отбора и специальной подготовки добровольцев, включающей тренинги и семинары, обмен опытом с профессионалами и добровольцами из других стран, тематические встречи с интересными людьми, всесторонней социальной, психологической и юридической поддержки добровольцев, ДИПы оказывают качественную помощь и личностно развиваются в рамках проекта.

Адрес: Санкт-Петербург, Средний пр. ВО, д. 36/40, БЦ "Остров", ЦНТИ "Прогресс", оф. 7

Тел.: +7 (812) 327-49-55

Эл. почта: info@apelsindip.ru

Сайт: https://apelsindip.ru/

Страница ВКонтакте

***

Добровольческое движение "Даниловцы"

""ДАНИЛОВЦЫ": Принципы и формы организации волонтерского служения. Интернет-встреча №1 (15 июля 2013)"

  • природа волонтерства,
  • виды волонтерства в отношении к разным задачам,
  • решение долгосрочных и регулярных задач,
  • обеспечение и финансирование волонтерской деятельности,
  • волонтерские группы,
  • задачи, стоящие перед организаторами волонтерской работы в отношении к волонтерам.

""ДАНИЛОВЦЫ": Принципы и формы организации волонтерского служения. Интернет-встреча №2 (17 июля 2013)"

""ДАНИЛОВЦЫ": Принципы и формы организации волонтерского служения. Интернет-встреча №3 (24 июля 2013)"

  • координаторы добровольческого движения,
  • проблема выгорания добровольцев и координаторов.

***

Проект "Мастерская заботы"

В 2016 г. фонд помощи хосписам "Вера" и Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи организовали совместный проект "Школа ухода за тяжелобольными людьми".

Первый курс школы прошли 16 человек. Студенты изучали безопасное перемещение и активизацию пациента, оказание помощи с личной гигиеной, специфику ухода при диабете, деменции, после инсульта, а также особенности коммуникации с пациентом и его близкими, также в курс были включены занятия по альтернативной коммуникации.

Ведущим лектором стала главный врач Епархиального дома милосердия Новосибирска Ольга Выговская, а преподавателем альтернативной коммуникации — сотрудник Института коррекционной педагогики Ирина Саломатина.

Затем был создан youtube-канал "Мастерская заботы", где размещены 22 мастер-класса Ольги Выговской, с помощью которых персонал и родственники тяжелобольного человека могут узнать, как его правильно мыть, кормить, как с ним общаться и организовывать пространство вокруг него. Материал ориентирован, в основном, на немедицинский персонал – сиделок (специалистов по уходу), родственников, волонтеров.

В 2018 году школа "Мастерская заботы" проводит цикл вебинаров, посвященных коммуникации как важной части ухода за тяжелобольным человеком, а также проблемам организации пространства и вопросам питания. Кроме того, школа откроет консультационно-симуляционный центр для поддержки ухаживающих за неизлечимо больными людьми.

Видеозаписи вебинаров публикуются на сайте о паллиативной помощи Pro-palliativ.ru.

#####