Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

"Пока люди с ментальными нарушениями не начнут жить среди нас, никто заранее не привыкнет к этому"

14.11.2020

Комитет по социальной защите Псковской области запланировал использовать одну из квартир многоквартирного дома в поселке Середка Псковской области под программу сопровождаемого проживания людей с ментальными нарушениями. Но в начале ноября жильцы выступили категорически против соседства с подопечными местного психоневрологического интерната.

О ситуации рассказали многие СМИ:

"МБХ Медиа": "«Нам страшно, мы не хотим». Жители поселка под Псковом не дали властям заселить подопечных ПНИ в многоквартирный дом".

ТРК "Петербург": "Жители Псковской области против соседства с пациентами психоневрологического интерната".

"Такие дела" поговорили с представителями местных общественных организаций и узнали у них, впервые ли такое происходит в области и что вообще можно сделать, чтобы подопечные ПНИ безболезненно попали из закрытого учреждения в общество: "«Это просто страхи». Почему жители поселка в Псковской области не захотели видеть соседями подопечных ПНИ".

О своем опыте взаимодействия с соседями и местным сообществом рассказали директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области Андрей Царёв и председатель правления псковской благотворительной организации "Росток" Алексей Михайлюк.

В эти же дни в газете "Коммерсантъ" вышла большая статья Ольги Алленовой о том, как благодаря организации "Росток" в городе Порхов Псковской области выпускники детского дома-интерната уже 20 лет живут в обычном обществе, а не в психоневрологическом интернате для взрослых: "«Я не хочу в интернате жить, я хочу жить у вас»".

Репортаж "Псковская область. Нежелательные соседи", снятый телеканалом НТВ, прокомментировала Елена Клочко, председатель Совета ВОРДИ:

"Когда Сми поймут разницу между психиатрическим диспансером и психоневрологическим интернатом - тогда все начнёт налаживаться и в головах у жильцов.

Донести, что речь не идёт о «больных» с психиатрическими больными, буйными или в острой фазе, а о людях, безобидных для окружающих, нуждающихся в поддержке для приближения к обычной жизни и нормальным соседством - вот же что важно.

И тогда слова «будут жить с сопровождением» перестанут восприниматься как «под наблюдением».

И вообще, хорошо бы чиновникам брать с собой общественников для разъяснений.

Долгий путь предстоит.

Но так было во всем мире.

И мы дойдем".

А мы публикуем полный текст комментария президента СПб БОО "Перспективы" Марии Островской, данный ею в качестве эксперта проекта ОНФ "Регион заботы":

"«Пока люди с ментальными нарушениями не начнут жить среди нас, никто заранее не привыкнет к этому. В представлении некоторых экспертов сначала общество нужно подготовить,  а потом людей из ПНИ выпустить в него жить. Ситуация как в анекдоте: вы научитесь прыгать в бассейн, а потом мы вам воду нальем. Так не бывает. Люди имеют право жить среди людей», – подчеркнула Островская.

Одна из квартир  жилого дома находится в собственности ПНИ, и комитет по социальной защите Псковской области запланировал использовать ее под программу сопровождаемого проживания людей с ментальными нарушениями. В регионе такие программы реализуются с 2003 г. Узнав, что по соседству будут жить постояльцы интерната, люди устроили стихийные сходы против заселения подопечных интерната, объясняя это страхом – по их словам, такие соседи «создают угрозу всему мирному населению».

«В головах жителей многоквартирного дома, как это часто встречается в обществе, совершенно далекое от реальности представление о людях с ментальными нарушениями. В расположенном неподалеку селе Богданово есть Псковская областная психиатрическая больница, где находятся люди с острыми психотическими состояниями. И жители поселка уверены, что по соседству с ними будут жить такие же тяжелобольные люди. Это не так. Психоневрологические интернаты – не медицинское, а социальное учреждение, где находятся люди в стабильном состоянии. От незнания и отсутствия правильной разъяснительной работы возникают страх и такие ситуации», – сказала Мария Островская и представила свой вариант разрешения конфликта.

С моей точки зрения, первое, что нужно сделать, – объяснить людям, что такое сопровождаемое проживание. Они должны понимать, что это не реабилитационный центр, не социальный эксперимент или социальное учреждение. Это жизнь людей среди людей, но жизнь с сопровождением и поддержкой. В квартире специально обученные люди помогают своим подопечным в быту, они вместе ходят по магазинам или на работу, проводят свободное время, находятся с ними от нескольких часов в день до постоянного пребывания. По большому счету, их уклад жизни мало чем отличается от нашего.

Второе – необходимо подготовить самих сопровождаемых к тому, что враждебность – это проявление страха. Мы не можем требовать от людей немедленной благожелательности к совершенно неизвестным для них обстоятельствам. Нужно потихонечку знакомить подопечных с соседями, приучать к своему присутствию рядом, устанавливать с ними доброжелательный контакт. Люди должны привыкнуть, и для этого потребуется  какое-то время.

Третье – к этой работе необходимо привлекать экспертное сообщество, имеющее опыт организации сопровождаемого проживания. В Псковской области это может быть Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрея Царева или региональная общественная благотворительная организация «Росток» Алексея Михайлюка, которая организует квартиры сопровождаемого проживания и помогает ментальным инвалидам жить обычной жизнью в обществе. На их опыте, на нашем (благотворительная организация «Перспективы» в Санкт-Петербурге. – Прим. ред.), на опыте Московского центра лечебной педагогики, Ассоциации родителей детей-инвалидов, благотворительного фонда «Жизненный путь» и массы других организаций в стране  я могу сказать, что все прошли один и тот же путь  –  от настороженности или враждебности к дружбе с соседями.

Эксперт отметила, что первое время, скорее всего, протест будет. Но правовых оснований для него нет – соседей не выбирают. Значит, нужно селить людей и спокойно, без ответной агрессии, работать  с сопротивлением населения. Показывать жителям, что люди с ментальной инвалидностью неопасны.

«Из-за подобных историй, особенно если они однобоко и безграмотно освещаются в СМИ, затягивается принятие закона о распределенной опеке, – считает Мария Островская. –  Они плодят мифы, фантазии и некомпетентность. Вместо этого нам нужно знакомить общество с множеством хороших историй сопровождаемого проживания и теми, кто уже проделал этот путь. Да, ментальные особенности развития отличают одну часть нашего общества от другой. И для всех участников процесса сопровождаемого проживания это совершенно неопасно. Остальное – страшилки и фантазии общества»".

#####