Notice: Undefined offset: 1 in /home/srv33768/htdocs/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 Особый дом - Реформа ПНИ
Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Реформа ПНИ

01.08.2016

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня мы, как и обещали, делаем подборку публикаций, посвященных тому, что происходит в сфере психоневрологических интернатов и готовящейся их реформе.

v_rulinskiy8 июля руководитель пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Василий Рулинский опубликовал в своем блоге на сайте "Эха Москвы" статью "Иллюзия «психиатрического кошмара». Факт-чек скандальной статьи МК", в которой изложил факты истории проживающей в московском ПНИ №30 недееспособной Ольги Л. и вступившихся за неё общественных организаций, а также попросил читателей, взволнованных статьей газеты «Московский комсомолец», где реформа ПНИ была представлена как "психиатрический кошмар", не доверять небылицам.

А 19 июля уже сам «Московский комсомолец» опубликовал статью "Психически больных россиян не выгонят на улицу", где сказано:

"Планирующаяся реформа психоневрологических интернатов (ПНИ) наделала немало шума. Начали появляться сообщения, что скоро их распустят, а неадекватные граждане с соответствующими диагнозами окажутся на улицах.

Однако на деле оказывается, что все совсем не так страшно. Никто не собирается создавать угрозу для безопасности рядовых россиян, никто не собирается выгонять психически больных пациентов. И все же система ПНИ должна кардинально измениться — в этом эксперты уверены на все сто".

Елена КлочкоДалее издательство предоставило слово одному из инициаторов планирующейся реформы, члену Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, сопредседателю Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с нарушениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, специальному представителю МОО в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» Елене Клочко.

Елена подробно рассказывает о том, кто и каким образом оказывается в интернатах, каковы основные проблемы и почему они не могут быть решены в рамках действующей системы, и что именно планируется делать.

Мы очень благодарны за этот шаг автору статьи Екатерине Пичугиной и руководству «МК»!

 

01120 июля портал Милосердие.ru опубликовал статью Дарьи Мининой "Общество и ментальные инвалиды: кто кому угрожает", где свой взгляд на проблему изложили клинический психолог, организатор движения «СТОП ПНИ» Мария Сиснева и координатор по вопросам медицины московского отделения всероссийского общественного движения «Гражданская инициатива за бесплатное образование и медицину» Алла Мамонтова.

 

22 июля на том же ресурсе директор по внешним связям Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы» Светлана Мамонова в своей статье "Пытки в детском интернате: кто должен быть наказан?" отозвалась на очередной скандал, произошедший в июле в связи с жестоким обращением с детьми из дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии «Родник» в селе Максимовка Ульяновской области, где у ребенка были обнаружены следы от раскаленного утюга.


25 июля журнал "Коммерсантъ Власть" опубликовал статью Ольги Алленовой "Не надо путать ПНИ и психиатрическую больницу", где руководитель проекта Евросоюза «Развитие служб социальной инклюзии» в Македонии, бывший эксперт Программы развития ООН по реформированию интернатов, финский нейропсихолог Елена Вяхякуопус рассказала, как в развитых странах мира проводили реформу психоневрологических интернатов, почему в России боятся закрывать ПНИ и где должны жить взрослые с ментальными нарушениями. 

Здесь мы хотим поделиться предисловием к статье, опубликованном Ольгой Алленовой:

"В психоневрологический интернат может попасть любой человек. Не только ребенок-сирота с инвалидностью или задержкой развития. Не только молодой инвалид, за которым родители не в силах больше присматривать. Но человек после ДТП, инсульта или тяжелой болезни. Или самый обычный человек с какой-нибудь депрессией, от которого родственники решили избавиться из-за квартиры или других причин (видела таких много). Пожилой человек с деменцией или Альцгеймера. Деменция, Альцгеймер или рассеянный склероз могут прийти к любому. Вот только представьте - любой из вас. Может там оказаться. И эти ПНИ сейчас - такие зоны вне закона. Там нет прав, нет личного пространства, собственных вещей, личной жизни, права выбрать кашу или омлет на завтрак, пойти в гости в соседний корпус или в магазин за булкой, там нет совсем никакой свободы. Молодая девушка в интернате рассказывает, что согласилась на интимные отношения с жителем ПНИ, только потому что он может выходить на улицу и покупать в магазине что-то вкусное из еды. Таких как он - единицы, дееспособных, лояльных, на которых администрация опирается. Многие из них тут вообще жить не должны. Остальные же - просто рабы. Их голоса никто не слышит, они невидимы для мира, их жалобы считают бредом - да они и не жалуются, потому что боятся.

 Это место хуже тюрьмы, потому что из тюрьмы выходят, а отсюда практически никогда. В тюрьме есть надежда, а тут никакой. Молодой парень тоскливо спрашивал нас во время общественной проверки: "Вы понимаете, что я здесь навсегда? И в 40, и в 60 я буду здесь, если не умру раньше". А 70-летняя Марья Васильевна держала меня за руку и повторяла: "Спасибо, что поговорили со мной, спасибо". А я с ней минут 5 всего и говорила. Она круглыми сутками молчит - не с кем разговаривать. Ни штатные психологи, ни соцработники к старикам не ходят. Да и вообще не знаю, ходят ли они хоть к кому-то. Персонал в этих местах тоже по-своему травмирован. Люди выгорают, когда видят столько страдания в одном месте.

 Так вот, в развитых странах таких мест почти не осталось. И об этом подробно рассказывает в очень доступной форме финский нейропсихолог Елена Вяхякуопус.

 Пожалуйста, прочитайте. Тема эмоционально сложная, но она может коснуться каждого. Вчера известный психиатр сказал нам, что трудно проводить реформы, если общество не понимает, зачем они.

 И пока общество не поймет, что это такое и как эту систему можно и нужно менять, люди будут гибнуть в этих застенках. Они гибнут реально. Умирают от истощения, от нелеченых болезней, от тоски. Вешаются на халатах, запертые в изоляторах.

 И пока все это существует, никто из нас-вас не застрахован".

 

28 июля корреспондент "Самарских известий" Глеб Сатин рассказал в статье "Клиент всегда без прав" о том, кто он - клиент психоневрологического интерната и как ему живется.

"Писать о недееспособных, находящихся под опекой — неблагодарное занятие. Мало того, что без разрешения опекунов нельзя делать фотографии, так еще и сами опекаемые оказываются под ударом, - в большинстве своем они крайне зависимые люди. Их могут наказать за то, что они нашли в себе смелость пообщаться с журналистами.

Да и не только за это. Их могут наказать по любому поводу. Поэтому образ героя этого повествования — собирательный. Сам материал написан исключительно для того, чтобы каждый мог дать оценку происходящим сегодня в психоневрологических интернатах (ПНИ) процессам, а вовсе не ради «охоты на ведьм». Никому не нужен еще один наказанный чиновник — мы хотим лишь, чтобы жизнь обитателей ПНИ стала чуточку лучше..."

Ситуацию комментируют посетившие Самару в рамках рабочей поездки член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова и директор СПб БОО «Перспективы» Мария Островская.

 

И 29 июля пресс-служба Министерства труда и социальной защиты сообщила, что при министерстве создана рабочая группа по реформированию деятельности психоневрологических интернатов.

«Мы получили широкий отклик общественности на предложение участвовать в реформировании системы психоневрологических интернатов», – отметил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

«При министерстве создана рабочая группа, которая будет заниматься проработкой основных подходов к реформированию деятельности ПНИ. На выходе мы должны получить проект концепции реформирования системы психоневрологических интернатов».

В состав рабочей группы вошли представители общественных организаций, благотворительных фондов, образовательных учреждений, психоневрологических интернатов, федеральных и региональных органов власти.

Сопредседатели рабочей группы – первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко и заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

«Рабочая группа соберется на первое заседание в сентябре», – добавил министр.

Соответствующий приказ №391 от 27 июля 2016 г. опубликован на сайте Министерства.

Портал Милосердие.ru добавляет к этой информации, что свои предложения по реформированию ПНИ направил в Минтруд, в частности, Координационный совет по делам лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Об их содержании сообщала порталу сопредседатель Совета Елена Клочко.

«Среди предлагаемых мер есть и долгосрочные, и такие, которые можно принять в течение полугода или года. Изменение нормативно-правовой основы деятельности ПНИ, разработка новых документов, признание утратившими силу ряда документов 80-х, 70-х годов, медицинских инструкций, положения о деятельности ПНИ – это срочные меры, которые можно принять быстро. А если говорить о том, чтобы все люди вышли из интернатов и начали жить с сопровождением самостоятельно – это, по опыту других стран, может потребовать десятилетий».

«Конечная цель реформы — это люди, — подчеркнула Клочко. — В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, цель реформы такая: жить в обычных местах проживания, быть включенными в местное сообщество, и получать услуги по месту жительства — социальное сопровождение, медобслуживание, образование, раннюю помощь для детей, рожденных с нарушениями».

Также Елена Клочко и член Общественной палаты, председатель Общественного совета Минтруда Елена Тополева дали интервью газете «Известия»: "Минтруд начинает реформу психоневрологических интернатов".

#####