В Госдуме начались консультации с общественными организациями по законопроекту о распределённый опеке
06.07.2020
Сегодня Центр лечебной педагогики опубликовал следующий текст:
"Законопроект о распределенной опеке пока так и не принят – и не должен быть принят в том виде, в котором сейчас рассматривается, поскольку его суть была полностью искажена. 2-3 июля он обсуждался в думском Комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Председатель правления ЦЛП Анна Битова на этой встрече объяснила, почему нельзя отнимать у НКО возможность быть опекуном или попечителем недееспособного человека, живущего дома или в ПНИ.
«Цель встречи – выработка консолидированного мнения в отношении возможности НКО, в которой подопечный не проживает, исполнять обязанности опекуна или попечителя. Как альтернатива предлагается усиление общественного контроля в ПНИ.
Но этот вопрос касается не только ПНИ. Исключение из законопроекта НКО как опекунов приведет к тому, что недееспособные и ограниченные будут продолжать вынужденно помещаться в ПНИ и не иметь возможности проживать дома и в сопровождаемом проживании, если им не назначен опекун или попечитель.
1. НКО как опекуны нужны для того, чтобы недееспособные и ограниченные в дееспособности могли наравне с другими гражданами жить в сопровождаемом проживании.
Мы поставили задачу развивать новые формы жизнеустройства лиц с психическими расстройствами. Мы делаем сопровождаемое проживание. По всей России НКО и родители объединяются, чтобы сдвинуть это дело своими силами.
Сопровождаемое проживание – это когда люди, такие же как в психоневрологических интернатах, живут в обычных квартирах, обычных жилых домах, среди других обычных квартир, обычных домов, обычных людей. А организация социального обслуживания предоставляет им услуги в соответствии с законодательством о социальном обслуживании.
Если нуждаемость в посторонней помощи выраженная, люди объединяются в группы по 4-7 человек. Так можно обеспечить им круглосуточную помощь. Затраты сравнимы с содержанием человека в интернате, в некоторых регионах ниже. Эти люди не живут в организации, они не помещены в нее под надзор. Поэтому организация, которая ведет сопровождаемое проживание, не может стать опекуном как ПНИ.
Среди тех, кто живет в сопровождаемом проживании, процент недееспособных и ограниченных в дееспособности такой же, как в ПНИ, – 60-80%.
Один вопрос терзает родителей – что будет, когда они уйдут из жизни. Нет родных, близких, которые станут опекунами. И что им – в интернат? Почему устроенная уже жизнь, с организованным уходом, с занятиями, должна измениться только потому, что нет регулирования, как обеспечить в этом случае опеку?
Организации готовы принять на себя опеку. Родители просят организации взять на себя опекунство, - организации, которым много лет доверяют своих взрослых детей.
Если не дадут право организации, в которой подопечный не проживает, исполнять обязанности опекуна, по-прежнему вопрос того, сможет ли подопечный продолжать жить дома или в сопровождаемом проживании малыми группами, будет зависеть от того, есть ли у него опекун-гражданин.
2. НКО как опекуны нужны для того, чтобы вместе с родственниками, друзьями подопечного, которые не могут справиться в одиночку, осуществлять опеку.
Распределенная опека в виде опеки, которую осуществляет гражданин и организация, крайне важна.
Мы боремся за то, чтобы родственники, друзья человека включались так, как могут, в заботу о недееспособном. Им трудно решиться, и зачастую объективно не справиться в одиночку.
Престарелой маме отказывают в опекунстве на том основании, что в силу возраста одна она не сможет заботиться о сыне дома. Младший брат хочет представлять интересы старшего, защищать их в органах и суде, управлять его имуществом, но не может заниматься уходом и обеспечением медицинской помощи. Поскольку он может стать только полным опекуном, он отказывается от этого. В обоих случаях подопечный попадает в интернат.
НКО готовы помочь престарелой маме и исполнять те обязанности опекуна, которые не сможет она: оформлять все необходимые выплаты, льготы, устраивать подопечного в образовательную организацию, оформить предоставление социальных услуг, инвалидности, обеспечить исполнение индивидуальной программы реабилитации, защищать права и законные интересы в органах и организациях.
НКО, осуществляющие сопровождаемое проживание, готовы взять на себя уход и обеспечение медицинской помощью недееспособного старшего брата, а младший будет заниматься имуществом, защищать права и законные интересы подопечного, в том числе и перед НКО, которая предоставляет его брату услуги по уходу.
PS В случае, если будут аргументы, что опекун может выдать доверенность НКО, и не нужно для этого становиться опекуном:
Доверенность – это полная ответственность опекуна за выбор доверенного лица и за то, что это лицо сделает. Соопекун – это проверка лица органом опеки, это ответственность соопекуна перед подопечным, это контроль соопекуна со стороны органа опеки»".
Председатель Совета ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) Елена Клочко обратилась к участникам организации и другим неравнодушным людям:
"Друзья!
В Государственной Думе начались долгожданные консультации с общественниками по законопроекту о распределённый опеке.
Очень нужна поддержка в нашей позиции о необходимости сохранения «распределённой опеки» как остро востребованной родителями и отвечающей запросам наших семей.
Давайте репостить петицию.
Нужны ещё подписи!
Спасибо!".