16.12.2015 Получение общего образования взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровьяБывает, приходится сталкиваться с тем, что уже ставшие взрослыми "особые" молодые люди не получили в детстве должного образования. Юридическим подразделением БОО СПБ «Апельсин» получен ответ Комитета по образованию Санкт-Петербурга по поводу получения общего образования для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья. Вам может быть полезен этот материал. Он опубликован на сайте «Росответ», скан письма выложен в группе. Запрос: Какими федеральными и региональными (в Санкт-Петербурге) нормативными актами регулируется процесс получения общего образования (предусмотренного ст. 63 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, для тех, кто ранее проходил обучение в коррекционной школе VIII вида и не имеет аттестата. Какие нормативные акты регулируют правила приема, количество часов, наполняемость классов при обучении взрослых людей по программам общего образования. Ответ: ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ пер. Антоненко, д.8, Санкт-Петербург, 190000 Тел. (812) 570-3179 Факс (812) 570-3829 E-mail: kobr@gov.spb.ru О рассмотрении обращения На Ваш запрос от 16.12.2015 № 857-2 о получении образования совершеннолетними лицами с ограниченными возможностями здоровья Комитет по образованию сообщает следующее. 1. Получение основного общего образования регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Законом Санкт- Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 № 355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге». Указанные нормативные правовые акты не содержат положений, определяющих «границу возраста» лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, получающих основное общее образование. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. В целях создания условий для соблюдения данных принципов, подбора образовательного учреждения необходимо выяснить причину, по которой у взрослого человека отсутствует тот или иной уровень образования. Например, в Санкт-Петербурге создано образовательное учреждение, в котором получают образование поздноослепшие взрослые люди, потерявшие зрение в результате заболеваний или несчастных случаев. В данном образовательном учреждении взрослых людей заново учат читать, писать, познавать окружающий мир уже другим для них способом. Это уникальное учреждение, единственное в России. Кроме того, при организации образовательного процесса взрослого человека с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать особенности личности, тяжесть имеющихся нарушений и, безусловно, его возраст. В настоящее время существуют различные формы обучения: очная, очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных технологий. Как правило, образовательный процесс взрослого человека организуется по индивидуальному учебному плану. В целях определения образовательной траектории взрослого человека образовательное учреждение вправе провести промежуточную аттестацию. При этом такая аттестация не является отбором обучающихся, а служит только для определения класса обучения. Отметим одну формальность — при зачислении обучающегося в тот или иной класс уровня основного общего образования необходимо установить, что он имеет начальное общее образование (соответствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы), так как обучающиеся, не освоившие основной общеобразовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Установление данного факта возможно в рамках проводимой диагностики. 2. Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон № 273-ФЗ, как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании», не предусматривает специального выделения пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79). Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:
Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60). Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении. Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования. Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требование наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается 3. Правила приема в конкретное образовательное учреждение на обучение по общеобразовательным программам в соответствии со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются учреждением самостоятельно. Региональным нормативным Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях устанавливается в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189. Количество часов устанавливается в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, и отражается в образовательной программе общеобразовательного учреждения, составной частью которой является учебный план учреждения. В целях организации работы государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, по разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, Комитетом по образованию издано распоряжение от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год» и направлено в администрации районов Санкт-Петербурга инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 № 03-20-2059/15-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год». По вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья Вы можете обратиться в пресс-службу Комитета по образованию по телефонам: 310-58-21,417-27-48. С уважением, заместитель председателя Комитета И.А.Асланян |