Notice: Undefined offset: 1 in /home/srv33768/htdocs/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 Особый дом - "Здесь нет заборов, просто дом"
Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

"Здесь нет заборов, просто дом"

05.09.2017

Вчера Агентство социальной информации опубликовало интервью с президентом петербургской ассоциации родителей детей с инвалидностью ГАООРДИ: "Маргарита Урманчеева: здесь нет заборов, как в ПНИ. Это просто дом".

Речь шла о Доме сопровождаемого проживания для взрослых инвалидов, об открытии которого мы рассказывали в июне. И вот, Дом начинает заселяться.

Маргарита Урманчеева"В жизни каждого родителя, ребенок которого имеет особенности развития и не может быть полностью самостоятельным, рано или поздно встает вопрос о том, как сложится будущее ребенка, когда родителей уже не станет… Сегодня государство предлагает практически единственную форму — психоневрологические стационарные учреждения. При этом вокруг ПНИ идет широкая полемика, условия там, конечно, не соответствуют тем, что хотелось бы иметь. Я не готова комментировать происходящее в интернатах — это большая отдельная тема. И понятно, что учреждения бывают разные, есть и весьма приличные. Тем не менее, для ребят, которые выросли дома, помещение туда, как правило, — шок.

Дом сопровождаемого проживания ГАООРДИПоэтому мы — родители детей-инвалидов — решили придумать что-то более достойное для них, когда сами уже не сможем за ними ухаживать. Мысль о квартирах, домах самостоятельного проживания витает в воздухе давно, многие это видели на Западе. Но нашей организации уже 25 лет, и до последнего времени казалось, что до подобных проектов нам как до Луны.

И вот петербургская строительная компания ЛСР, которая поддерживала нас и по другим проектам, предложила сделать что-то мощное. Так мы загорелись идеей организовать компактное проживание ребят с особенностями в обычных муниципальных домах".

Маргарита Алексеевна рассказывает, как проект появился и воплотился, об условиях пользования дома, о том, как он будет устроен, кто будет его жильцами и чем они будут заниматься.

Полностью статью вы можете прочитать на сайте Агентства социальной информации или в нашей "копилке" актуальных публикацийлагодарим АСИ за разрешение на републикацию материалов).

В июле подмосковная общественная организация "Мир для всех" рассказала на своей странице о своем посещении Дома сопровождаемого проживания в ходе визита в Петербург.

"Мы приехали в новый микрорайон на окраине Санкт-Петербурга и наконец, своими глазами увидели его - ДОМ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ДЛЯ 19 МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ!

Невероятный пример социально ответственного предпринимательства! Компания ЛСР занимается благотворительностью давно и системно, помогает социально незащищенным жителям Питера и других регионов. Этот дом появился в ответ на предложение построить что-то более существенное, чем отдельные проекты. Нам показалось, что это настолько глубоко продуманный проект, который смело можно тиражировать по всей стране. А с осени наши друзья из ГАООРДИ приступят к практической работе. По организации сопровождения повседневной жизни и организации дневной занятости и трудоустройства жителей дома. Потрясло то, что многие родители ребят, которые будут жить в доме, по социальной цене покупают квартиры в соседних домах, которые также строит компания ЛСР! Это так здорово, наконец разрезать пуповину, которая пожизненно связывает нас с нашими беспокойными детьми, жить рядом со своим взрослым ребенком, но не вместе с ним".

"Потрясло то, что продумано и подготовлено к встрече дорогих жильцов все, каждая мелочь, вплоть до кухонных принадлежностей, на каждой прикроватной тумбочке стоит пакет с подарком от компании будущему жильцу! В каждой детали столько внимания к удобству жильцов, даже коммуникации спрятаны не просто в стены за фальш-стенами, как обычно бывает, а замаскированы в удобные шкафы-ниши, которые при желании можно использовать как подставки для картин, для украшения помещений, а при необходимости можно эти полки развернуть и представить в виде горизонтальных поверхностей. В каждой комнате собственный сан. узел, балкон, все удобно и просто. Все разумно и с любовью.

Общие для жильцов каждого этажа помещения также организованы таким образом, чтобы всем жильцам этажа было комфортно отдыхать, готовить пищу, общаться.

Замечательный пример партнерства Общественной организации и мощнейшей строительной компании!".

А еще ГАООРДИ готова принять в Дом нескольких подопечных СПб БОО "Перспективы".

Правда, пока возникли трудности:

"Друзья, вы наверняка помните, как мы недавно собирали средства на экспертизу по дееспособности ребят из детского дома, в котором работаем.

Фото "Перспектив" Фото "Перспектив"

В начале недели у этой истории случился внезапный поворот. Рассказывает руководитель юридической службы «Перспектив» Екатерина Таранченко:

«Друзья. Два героя моих предыдущих постов о детском доме теперь в ПНИ.
Фабула такая.

Из детского дома «оптом» за две недели до начала сентября решили выписать всех достигших 18 лет ребят. Якобы там могут находиться только те, кому нет 18, а начиная с дня рожденья совершеннолетние проедают еду детей и отбирают положенное детям внимание.

Яше и Саше организация ГАООРДИ гарантировала переезд в дом сопровождаемого проживания в конце сентября. Но администрация ДДИ посчитала, что дети превращаются в тыковок 1 сентября и не позже – с этой даты им нельзя находиться в детском доме – ни день, ни месяц.

Забегая вперед, потом разобрались, что фраза «до 18 лет» означает 18 лет и 11 месяцев – на этот срок точно рассчитано содержание воспитанников детских домов, но… повернуть вспять безжалостно и невовремя запущенную машину выселения, оказалось, невозможно.

Так вот. Яшу и Сашу сотрудники ДДИ «попросили», ласково и императивно, написать заявление о переводе в ПНИ. Мальчиков - в один, девочек – в другой. Аргументировали просьбу так: ведь всё равно день рожденья исполнилось, ПНИ ждут, других дорог нет. Маршрут протоптан тысячами предыдущих выпускников и вы, ребята, топчите.

Ребята подписали заявления про ПНИ, потом звонят – говорят мне: «Послушай, мы кажется сделали ошибку. Как быть?» Обсудили.
Парни сказали, что будут бороться. Написали заявление об отказе от перевода в ПНИ (*по закону, перевод в ПНИ исключительно добровольная вещь). Ребята сами возили заявление к директору и объясняли, что в ПНИ не поедут и собираются в дом сопровождаемого проживания, который вскоре откроется. И всё затихло на неделю. Никакого ответа.

Брала Яшу, Сашу на эти выходные в гости. Вернулись вчера, а нам с порога – собирайте вещи, пришла путёвка, завтра в ПНИ. Заявление об отказе от перевода? Вы что не поняли, что у вас выбора нет? День рожденья 18-летний отпраздновали? Отпраздновали. Путевка пришла? Пришла. Занимайте места согласно купленным билетам. А, вам месяц до переезда в дом? ГАООРДИ? Да это ж мираж, может он и не откроется вовсе, а если и откроется, с чего вы взяли, что туда возьмут, вы ж из системы и с вами много проблем, вон, даже прописку вам сделать негде, кроме как в интернате. Какие непонятливые - видно не зря суды по недееспособности идут.

Саша говорит мне: «Видишь, ты говорила, что оставят, а ничего не вышло». Рукой берет себя за горло: «Вот, где сидит этот детдом уже. Задолбало…» Яша часто дышит и разражается с рыданиями: «Я не хочу в ПНИ!» Обнялись все. Поговорили, что вероятно ПНИ можно пережить. Что дом впереди. Утерли носы, сцепили зубы, пакуем чемоданы.

У меня очередной рвотный рефлекс от бессилия и злости. Звоню коллегам-правозащитницам Мамоновой и Островской. Они – вице-губернатору и председателю Комитета по соцполитике. Умело грозим законами и гласностью. Эффект есть: утром в детдоме целая комиссия с представителями чиновников высокого ранга – отменили дела, приехали участвовать в решении судьбы двух мальчишек. И Маргарита Алексеевна Урманчеева, президент ГАООРДИ, приехала. Абсурд ситуации очевиден. Переезд в ПНИ – бессмысленный стресс. Директор детдома оправдывается. То что-то про 18 лет, то что-то про взрослые опыты, то про свои «родительские» чувства к ребятам.

А парни с утра на чемоданах. Те, кого они за 14 лет полюбили, те, кого они 14 лет терпели и те, кто, как сказал Саша, «тааак достали» - все подходят прощаться. Плачет девушка Таня. Её подруг, Наташу и Оксану, увезли, увозят и бывших одноклассников и соратников по выездам и приключениям – Сашу и Яшу. Все последние годы – это были самые близкие люди. Теперь она одна, ей тоже предстоит переезд, она не знает куда, но в какое-то третье место - не там, где её друзья. Страшно и одиноко.

К парням подходит высокопочтенная комиссия в полном составе. «Яша, Саша, куда вы едете?» «Едем в ПНИ» - бодро кричит Саня, который собрал вещи и рад уже избавлению от места, где ему больше не рады. Комиссия: «А скажите, вы бы какой вариант выбрали: уехать или остаться до открытия дома?» (* «ну не важно ведь, что все вам уже помахали рукой, что вы почувствовали себя оторванными, неуслышанными неудачниками, вот, мы здесь и мы можем творить чудеса, хотите – можем даже дать команду разобрать вещи и разрешить вам пожить. Ну только 28 дней – никак не больше, если что).

Саня: «Нет. Я больше не хочу. Я подумал и решил. Я уезжаю». Яша тяжело вздыхает: «Саш, а может всё-таки…» Саня обнимает Яшу и просит ехать вместе – вместе не так страшно, вместе можно друг другу помогать. И ведь отступать уже некуда. Детский родной дом теперь как будто за большой пропастью длинной в день 18-летия и собранный насильно чемодан.
Вот так ребята и уехали в ПНИ.

P.S. ГАООРДИ и дом сопровождаемого проживания парней ждёт. И двух девчонок. В конце сентября-октябре заселение. Я очень надеюсь, что за это время «подаренная» директором детдома взрослая жизнь не убьет в ребятах решимость что-то еще менять и бороться за шанс на самостоятельность».

Такие дела, друзья. Мы очень надеемся, что это не сильно повлияет на финал нашей битвы за самостоятельность Саши, Яши и других ребят. Тем более Наталья Григорьевна Зелинская, директор психоневрологического интерната №3, в который отправились ребята, заверила, что проявит гибкость и понимание. Будем надеяться на лучшее и держать вас в курсе событий".

#####