Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Северо-Кавказский округ

Дом Дневного Пребывания (Дагестан)

Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез» создана по инициативе родителей детей-инвалидов в августе 2006 года.

С 1 сентября 2009 г. для детей, которых раньше никуда не принимали, начал работу Дом дневного пребывания, организованный по совместному проекту с благотворительной общественной организацией UPAM (Швейцария). С 8.00 до 16.00 с детьми занимаются специалисты – педагоги, психологи, логопеды, которые подготовлены в Пскове по проекту Роберта Боша.


В этом же году был открыт филиал Межрегиональной общественной организации "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии «Достоинство»" в г. Махачкале на базе ДРООПИ «Жизнь без слез», директором является Гамзаева А.А. Тем самым организация вошла в общероссийское движение за права инвалидов.

На конференции ассоциации в феврале 2013 г. принято решение о переименовании ее в МОО «Равные возможности», филиалы закрыть и открыть отделения «Равные возможности» в регионах. В Дагестане такое отделение уже открыто и оно продолжает работу, начатую филиалом.

Цель Организации:

  • объединение усилий научно-просветительской общественности для повышения образовательного и культурного уровня детей и молодых людей с инвалидностью;
  • оказание специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие социальной интеграции и адаптации детей и взрослых людей с особенностями развития (инвалидов);
  • правовое просвещение инвалидов и семей с детьми, имеющими проблемы развития;
  • реабилитация детей инвалидов.

В планах организации совместно с немецкими партнерами из Ольденбурга, города-побратима Махачкалы, начать работу по кафе, где смогут работать инвалиды.

И, конечно, самое важное, повышать уровень квалификации специалистов, уровень знаний родителей детей-инвалидов и их семей, работать с общественностью по толерантному отношению.

В настоящее время планируется открытие 8-ми информационно-консультационных центров в районах республики, чтобы охватить большее количество детей-инвалидов и предпринимать шаги к их социализации.

Методы

Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Но право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Дом дневного пребывания (ДДП) принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих инвалидность в связи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Приём осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации городской психолого-медико-педагогической консультации. Существуют противопоказаниями для приема в ДДП.

Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематических планов. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей.

Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей.

Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год, и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.

Содержание обучения в Доме дневного пребывания основывается на переработанных и адаптированных к российским условиям основных направлениях работы специальных школ для детей с глубокими умственными и множественными нарушениями.

Особое внимание специалисты ДДП уделяют индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или для которых поставленные индивидуальной программой обучения задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой, состоящей из детей, которым доступно содержание занятия.

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Дом дневного пребывания организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:

  • обучение и воспитание ребёнка;
  • психологическая поддержка семьи;
  • участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ДДП.

Занятия по предметно-практической деятельности проводятся преимущественно в индивидуальной форме и направлены на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

Художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, театральная деятельность.

Ведение домашнего хозяйства

Уход за вещами

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.

Кулинария

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребёнок становится гораздо более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

Для взрослых ребят в нашем Доме введена допрофессиональная подготовка. К сожалению, когда наш Дом открылся, им уже было по 12-15 лет, вмешательство запоздало, и нам ничего не оставалось, кроме как социально адаптировать их и готовить к труду. Ребята у нас делают открытки, занимаются бисероплетением, резьбой по дереву, полиграфией. Кроме этого, мы обучаем их социально- бытовым навыкам.

Элементы допрофессиональной подготовки

Обучение изготовлению глиняных изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином и другими пластичными материалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.

Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитьё. На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь, ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д.

Деревообработка включает широкий диапазон различных видов деятельности, которыми могут заниматься люди с тяжёлыми нарушениями развития. Среди доступных операций деревообработки можно выделить такие, как шлифовка, пиление, сверление, соединение деревянных деталей и другие. Кроме того, инвалиды с менее выраженными опорно-двигательными и умственными нарушениями способны ассистировать мастеру при работе на деревообрабатывающих станках, а также освоить некоторые виды современного электрического и механического столярного оборудования, использование которого позволяет им получать качественный продукт.

Занятия по растениеводству направлены на формирование у детей и подростков навыков работы с растениями. Дети работают на огороде, ухаживают за комнатными растениями. Учащиеся получают общие представления о растениях, учатся обращаться с садово-огородным инвентарем, осуществлять посадку и уход за растениями, собирать, перерабатывать.

Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения актуальны также для формирования бытовой деятельности детей.

Полиграфия - современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует специальной профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями.

В доме работает 18 педагогов, 12 воспитателей. В основном это дефектологи, психологи, логопеды, учителя по адаптивной физкультуре, труду, по компьютерной грамоте, педагог производственного обучения.

Финансируемся мы с недавних пор из бюджета республики Дагестан (только зарплата). Питание, транспорт, остальное - за счет взносов родителей, пожертвований и грантов.

Помещение предоставило Министерство образования - 350 кв. м. Помещения - это классы, кабинет логопеда, сенсорная комната, зал для занятий спортом, кабинет по компьютерной грамоте.

К счастью, хорошая традиция нашего региона такова, что в закрытых учреждениях ребят с ОВЗ очень мало, в основном все в семьях.

В настоящее время в Доме постоянно обучаются около 50 детей от 6 до 14 лет.

Вторая группа подопечных Дома дневного пребывания располагается в квартире, приобретенной благодаря спонсорской поддержке. В эту группу входят 15 подростков 17-18 лет, которым необходимы помещения и мастерские для социальной адаптации, занятий по кулинарии, освоения элементарных бытовых навыков, обучения самостоятельной жизни и дотрудовой подготовки.

Благодаря переходу старших подростков в новую квартиру, в этом учебном году Дом дневного пребывания смог принять у себя еще 17 воспитанников. Больше в Дагестане учиться таким детям негде. Только в Махачкале в очереди на обучение в Доме дневного пребывания стоят более 200 детей.

17 февраля 2016 г. на РГВК «Дагестан» при содействии Ассоциации благотворительных фондов республики «Друзья милосердия» прошел благотворительный телемарафон «Включи солнце». В большой студии собрались неравнодушные государственные и общественные деятели, представители СМИ, спортсмены и представители десятка благотворительных организаций, звезды дагестанской эстрады. Все они пришли, чтобы поддержать Дом дневного пребывания. Учреждение нуждается в новом здании. На его строительство и собирались средства.

В течение 2-часового прямого эфира работала 2-я площадка в супермаркете «Зеленое яблоко». Туда пришли родители, дети которых нуждаются в помощи, и те, которые ее уже получили.

Акцию «Включи солнце» поддержал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. В ходе эфира администрацией города Махачкала был сделан главный подарок – выделен земельный участок под строительство нового здания.

1 апреля 2019 года в Махачкале состоялось официальное открытие нового проекта организации - кафе "Время перемен".

По словам руководителя организации Айшат Гамзаевой, в Махачкале сложно найти работу. В заведение смогут устроиться 15 человек с ментальными и психофизическими нарушениями.

Среди них люди с нарушениями речевого аппарата, с синдромом Дауна и неспособные самостоятельно передвигаться. Внутри помещения все адаптировано для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями.

С декабря персонал кафе проходил обучение под руководством команды сопровождения. Были созданы специальные учебные классы, где сотрудники обучались профессиям в системе общепита. Помимо основного штата кафе, здесь работают социальные работники и психолог.

Сайт: https://inva-kav.ru

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Жизнь без слез" от 20.07.2012

Видео ""Жизнь без слез" - Дом дневного пребывания" от 14.01.2015

Видео "Организация "Жизнь без слез"" от 15.01.2015

"Учебная квартира для социальной реабилитации детей-инвалидов открылась в Махачкале" от 01.09.2015

"Десять лучших НКО Дагестана награждены денежными сертификатами на 50 тыс. рублей" от 22.12.2015

Айшат Гамзаева и Диана Алхасова в программе "Дневной разворот", эфир радиостанции "Эхо Москвы Махачкала" от 22.01.2016

"Дом дневного пребывания для детей с инвалидностью Махачкалы получит землю под новое здание" от 20.02.2016

"Перестать плакать и начать работать. Особенные люди создают в Дагестане социальное кафе", 13.08.18

"В Дагестане открылось первое кафе, где работают люди с инвалидностью", 01.04.19

#####