Notice: Undefined offset: 1 in /home/srv33768/htdocs/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 Особый дом - Центральный округ
Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Центральный округ

 

Обучение молодых людей со сложной структурой дефекта (АРДИ «Свет», Владимирская область)

С 1 сентября 2005 года по решению департамента образования Владимирской области, по инициативе Владимирской областной общественной организации "Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет»" и при поддержке МУ «Молодежный центр» управления по делам молодежи администрации г. Владимира, во владимирском профессиональном лицее № 25 (сейчас это лицей № 39) начала работать группа по обучению ребят со сложной структурой дефекта профессии «швея».

По окончании годового курса выпускнику присваивается 1-й либо 2-й разряд. Совершенствовать полученные профессиональные навыки выпускники могут в учебном швейном цехе, либо самостоятельно работать, в том числе и на дому.


С 1 сентября 2009 года в областных лицеях ребята со сложной структурой дефекта начали приобретать такие профессии, как:

  • «Швея» (лицей №39 г. Владимира);
  • «Оператор ЭВМ» (лицей №33 г. Владимира);
  • «Оператор ЭВМ» (лицей г. Радужный);
  • «Столяр», «Плотник», «Цветовод» и «Цветочница» (лицей г. Кольчугино).

16 сентября 2010 года ВООО АРДИ «Свет» открыла «учебный швейный цех», в котором начали работать 6 молодых людей со сложной структурой дефекта с 25 до 30 лет. Четыре молодых человека не обучались ни в каких школах, были признаны «необучаемыми» и более 10 лет занимались по программе «Школа жизни». Две девушки с 17 лет, уже после обучения в коррекционной школе VIII вида, тоже стали заниматься по этой программе.

Несколько лет назад эти ребята начали осваивать профессию швея в профессиональном лицее №39 г. Владимира (только профессию, без общеобразовательных предметов). После года обучения в лицее, они получили свидетельство о присвоении им квалификации швея 1 или 2 разряда и продолжали закреплять навыки по профессии в «учебном швейном цехе»: научились шить полотенца, салфетки, фартуки, постельное белье, фуражки, шляпы, декоративные подушки и многое другое. Получали заказы на пошив полотенец к празднику Пасхи от Владимиро-Суздальской епархии, шили новогодние подарки-сапожки, полотенца для ЗАО «Ополье», изделия учебного швейного цеха приобретались жителями города на ярмарках в Торгово-Промышленной Палате Владимирской области.

И вот наступил день, когда несколько молодых людей смогли перейти из учебного швейного цеха в цех рабочий. Здесь учитываются индивидуальные особенности каждого: гибкий график работы, отсутствие нормы выработки, разная степень сложности выполняемых работ.

В 2012 г. АРДИ «Свет» в партнерстве с МБУ «Молодежный центр» открыли еще одну программу по обучению - вязание крючком.

Ребята представляют свои изделия и сувениры на организуемых Центром занятости населения г. Владимира ярмарках вакансий для людей с инвалидностью, куда приглашаются предприятия, предоставляющие рабочие места для людей с инвалидностью, где АРДИ «Свет» регулярно проводит юридические консультации по вопросам трудоустройства инвалидов и родителей детей-инвалидов, распространяет свои буклеты «Каждый инвалид имеет право на труд», «Индивидуальная программа реабилитации», «В помощь семье воспитывающей ребенка-инвалида» и др.

В апреле 2015 г. в учебной швейной мастерской прошло открытое занятие «Обучение и закрепление навыков швейного дела, вязания крючком молодых людей с инвалидностью, со сложной структурой дефекта».


После открытого урока состоялся семинар и обсуждение «Профобразование, занятость, трудоустройство молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособных».

На семинаре и открытом уроке присутствовали специалисты, работ ающие с детьми и молодыми людьми коррекционных школ VII I вида, психоневрологических интернатов, педагоги дополнительного обра зования Владимирской области.

Любовь Ивановна Кац, председатель ВООО АРДИ «Свет», рассказала участникам семинара об опыте организации профессиональной подготовки молодых людей с инвалидностью, не имеющих основного общего образования, о трудовой занятости и трудоустройстве людей с инвалидностью, в том числе недееспособных. Всем участникам были выданы буклеты ВООО АРДИ «Свет»: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида», «Каждый инвалид имеет право на труд», «От «Школы жизни» к самостоятельному проживанию» и др.

Участники семинара поделились своим опытом работы по трудовому обучению детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями и отметили, что сегодня познакомились с уникальным опытом, о котором расскажут специалистам и родителям в своих учреждениях.

О проектах АРДИ «Свет» по поддерживаемому проживанию на сайте «Особый дом»:

 http://osdom.org.ru/kak_organizovat/kvartiru/centralnyj_okrug/

http://osdom.org.ru/kak_organizovat/selskoe_poselenie/cen/

***

Профориентация молодых людей с синдромом Дауна

(БФ «Даунсайд Ап», Москва)

За два десятилетия фонд «Даунсайд Ап» создал и отработал систему сопровождения ребенка с синдромом Дауна от рождения до 7 лет. Логическим продолжением станет система информационной, социальной и психологической поддержки детей, подростков и молодых людей с синдромом Дауна школьного возраста и старше, которая позволит помогать детям и подросткам в их адаптации в обществе и коллективе сверстников, взрослении и обретении той степени самостоятельности, которая дала бы им возможность более полно развить свои личные, социальные и профессиональные компетенции.

В связи с этим в 2016 году было принято решение начать разработку программы, получившей название «7+». Планируется, что более 1 300 семей получат консультационную и информационную поддержку, а 50 - 60 семьям, кроме того, будет оказана интенсивная комплексная социально-психологическая помощь. Помимо этого, около 200 специалистов из образовательных учреждений пройдут обучение и получат методические материалы по вопросам специфики работы с детьми с ограниченными возможностями.

Пилотный проект состоит из четырех компонентов. Это консультационно-информационная поддержка семей, работа со школьниками от 7 до 18 лет, профориентация для подростков 16 - 18 лет и театральная мастерская, которую посещают дети и подростки разного возраста.

Пожалуй, самый инновационный из этих компонентов – профессиональная ориентация. В октябре 2016 года фонд запустил программу профориентации для подростков с синдромом Дауна. 

Как рассказал «Известиям» директор отдела стратегий Александр Боровых, идея создать программу профориентации для подростков с синдромом Дауна появилась в конце 2015 года. Было проведено иследование, найден дополнительный персонал и в октябре 2016 года должны началься регулярные групповые занятия.

Предусмотрена и работа с родителями, поскольку долгое время родители были рядом с «особенными» детьми, и сегодня не все из них готовы отпускать чадо во взрослую жизнь.

Пока речь идет не о трудоустройстве, а об опыте трудовой деятельности, занятости, ведь до этапа выхода на работу нужно сделать еще много шагов. Поэтому одна из целей групповой работы — развитие у подростков социальных навыков: поездки в метро, дресс-код, правила поведения в офисе и многое другое. После решения этих задач можно говорить о реальной занятости, которая может быть как в форме сопровождаемого трудоустройства (с куратором), так и самостоятельного.

"Для людей с синдромом Дауна запускают программу профориентации", «Газета Известия» от 15.09.2016

Ранее благотворительный фонд «Даунсайд Ап» совместно с компанией «Pedigree» провели первое в России исследование профессиональной ориентации молодых людей с синдромом Дауна, в ходе которого их учили ухаживать за собаками.

Исследование началось в мае прошлого года, а с декабря по февраль текущего года проходила профессиональная ориентация людей с синдромом Дауна с реальными задачами и обязанностями: уход за собаками, их кормление, выгул и базовая тренировка животных. Пять участников дважды в неделю приезжали в подмосковный кинологический центр и гостиницу для собак «Хорс» — именно там, вдалеке от своих хозяев, животные сильнее ощущают потребность в особом внимании и заботе. Молодые люди учились работать, быть самостоятельными и ответственными, ухаживая за собаками.


"Семнадцать лет назад важнейшим приоритетом фонда было сохранение детей с синдромом Дауна в семье, их правильное воспитание и образование. Слишком многие от них отказывались, не зная или не понимая, что же делать с таким ребенком. Сегодня необходимо двигаться дальше и работать над их профессиональной самореализацией в обществе", — отметила Ирина Меньшенина, директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

По ее словам, люди с синдромом Дауна могут и хотят работать. Кроме того, этим опытом легко делиться с другими благотворительными или коммерческими организациями, которые захотят его повторить у себя в городе, области или даже другой стране.

Как отметили сотрудники гостиницы для собак, ребята с синдромом Дауна несомненно могут участвовать в рабочем процессе и приносить пользу. 

Статья «"Даунсайд Ап" провел исследование профориентации "солнечных" людей» от 21.03.16 на сайте РИА Новости

Статья «Впервые в России люди с Даун-синдромом прошли программу профессиональной ориентации» от 23.03.2016 на портале «Такие Дела»

Документальный фильм Таисии Решетниковой «Солнце для лучшего друга\ pUp syndrome» на Youtube

***

Мастерские благотворительного фонда "Жизненный путь" (Москва)

Для того, чтобы помочь семьям поддержать подростков и взрослых с серьезными нарушениями развития, Региональная благотворительная общественная организация "Центр лечебной педагогики" учредила в 2009 году Благотворительный фонд "Жизненный путь".

Адрес: 119313, Москва, Ленинский пр., д. 90, пом. XXIV

Тел.: +7 (916) 849-32-30

Эл. почта: info@liferoute.org

Сайт: https://liferoute.org

Среди проектов фонда:

Столярная мастерская "Артель блаженных"

"Артель" была создана по просьбам родителей выросших особых детей. Это предприятие для людей, имеющих мало шансов найти работу, а ведь возможность работать для них — не только вопрос заработка, но и один из немногих способов сохранить человеческое достоинство.

Предприятие началось как столярная мастерская и поначалу выпускало только деревянную продукцию, но со временем здесь начали использовать и другие материалы.

На сегодняшний день в "Артели блаженных" в процесс социально-трудовой адаптации включены 25 молодых человек в возрасте от 16 до 38 лет. Четверо из них — выпускники коррекционных интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, остальные росли в семьях.

В команде проекта также работают специалисты, более 10 лет занимающиеся социальной реабилитацией подростков и молодежи с особенностями развития — мастера, психологи, педагоги.

На занятиях в небольших группах по 3-4 человека вместе с ними и волонтерами ребята создают сувениры из картона, дерева, войлока и бумаги. Которые впоследствии успешно реализуются. За последнее время у мастерской появились постоянные заказчики.


Таким образом молодые люди с особенностями в развитии получают социально-трудовую реабилитацию, навыки общения в трудовом коллективе, социализируются и становятся более коммуникабельными. Но главное, уже удалось добиться очень важной вещи — эти люди обрели чувство ответственности и самоуважение, без которого невозможна их дальнейшая адаптация в обществе и на работе.

Страница ВКонтакте

Публикации:

"10 самых душевных вещей "Душевного базара на Planeta.ru"", 01.11.16

"Объяснить охраннику", 09.02.17

"Быть как все", 16.03.17

"Мечта на экспорт", 07.04.17

"Можно я буду работать?", 22.11.17

"Веселые старты", 12.03.18

"Особая керамика на ВДНХ"

Это содружество художников, керамистов и лечебных педагогов, среди которых есть люди с аутизмом и другими ментальными проблемами.

Мастерскую поддерживают Центр лечебной педагогики, Технологический колледж №21 и фонд "Выход", а также все, кто любит их керамику.

Каждое изделие: ваза, рельеф или рисунок на чашке — результат индивидуального восприятия автора, его размышление о жизни.


Визитная карточка мастерской - чашки со стихами Германа Лукомникова, которые с удовольствием покупают на художественных выставках и ярмарках. А необыкновенные, радостные рисунки для чашек, ваз, панно и тарелок созданы работниками мастерской - выпускниками Технологического колледжа №21, которые оказались слишком "особыми" для того, чтобы работать на обычном керамическом производстве.

Юлия Липес, педагог: "Раньше педагоги и психологи в большей степени определяли то, что происходит в мастерской. Сейчас процессом руководит художник. Роль педагогов изменилась, они тоже освоили керамические технологии, отвечают за какие-то технические операции. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы найти каждому его место в мастерской, правильно распределить обязанности.

Мы все вместе формулируем правила, которые помогают работать и уважительно относиться ко всем сотрудникам. Алёна, например, предложила такое правило: "Не обижать никого, особенно – меня". Мы согласились - это подходит всем".

Тамара Лаврентьева, художественный руководитель: "Обучение художников обычно строится по сложившимся канонам, а сам ученик впитывает все правила этой системы, штудирует историю искусств, учится профессионально работать с цветом и формой. Но как бы ни были они талантливы и смелы, в свободе творчества им до наших учеников далеко. Мы не можем готовить профессионалов в понимании художественных вузов. Но работы наших учеников оригинальны, спонтанны и интересны зрителям. А значит, можно организовать профессиональную нишу, основываясь на их творческих дарованиях.

Изделия мастерской можно купить в "Циферблате".


В 2016 году мастерская перехала в Парк ремесел на ВДНХ.

Журналист и попечитель фонда Жизненный путь" Вера Шенгелия писала: "Мечтаешь, мечтаешь - потом бах, и все получается. Невозможно привыкнуть. Весной мы пришли в павильон Свиноводство между прочим на ВДНХ, ходили там, смотрели на штукатурку, трубы. А нам говорили - тут будет Центр ремесел и мы вас ждем.

Я не могла поверить: керамические мастерские для особенных взрослых будут рядом с другими мастерскими, с обычными. Не в подвале, не в каком-то закрытом специализированном месте. А вот так - на глазах у всех. Потом мы стали переезжать и сломалась печка. Но вы помогли собрать половину, а еще половину дал один прекрасный друг. Потом мы нашли немного денег на диван и стеллаж. Одна девушка подарила нам столы. Кто-то отдал стулья. Потихоньку ребята стали приходить заниматься. Обживаться. И вот наконец - 25 сентября, в это воскресенье у нас будет прямо настоящее открытие. С ярмаркой, музыкой и со всем остальным".

Публикации:

""Особое" искусство — не значит "хуже обычного"", 03.07.09

"Особая керамика", 02.07.15

"Особая керамика от особых художников", 19.09.16

"Открывается "Особая керамика на ВДНХ"", 20.09.16

"В "Парке ремёсел" на ВДНХ откроется мастерская "Особая керамика"", 21.09.16

"Скачи со мной", 27.09.16

"Люди с аутизмом и синдромом Дауна — о том, где они работают и как тратят деньги", 10.10.16

"Выставка "Первичное и вторичное"", 05.03.18

Страница ВКонтакте

Страница на сайте ВДНХ

Программа "Рабочий полдень"

Одна из проблем, с которой сталкивается каждая семья с особым ребенком, – это нехватка или отсутствие свободного времени. Для многих семей эта проблема остается актуальной в независимости от возраста их ребенка. Программа "Рабочий полдень" была открыта прежде всего для того, чтобы предоставить родителям таких детей и подростков возможность отдыха.

Три раза в неделю волонтеры на четыре часа приходят на ВДНХ, чтобы  пообщаться с воспитанниками, в то время как родители получают возможность отдохнуть, уделить время другим членам семьи или, к примеру, сделать какие-то дела, которые сложно выполнить с их ребенком (например, спокойно сходить в магазин, к доктору, в парикмахерскую, просто погулять). За день она может принять не больше 20 человек, так как все участники программы требуют индивидуального сопровождения.

Помимо волонтеров в "Рабочем полдне" принимают участие психолог (руководитель программы), музыкант, ведущие кулинарной и творческой мастерских. Здесь каждый занимается, чем может: ребята общаются, поют и слушают песни под гитару, работают в мастерских, обедают, гуляют.


Публикации:

"В соцсетях проходит флешмоб #рабочийполдень в поддержку занятости людей с ментальной инвалидностью", 28.10.16

***

Проекты трудовой реабилитации Центра адаптации и развития "Изумрудный город" (Москва)

Центр адаптации и развития "Изумрудный город" - территория помощи подросткам и взрослым с ментальными особенностями и трудностями социальной адаптации.

Маленькая типография

Типография – это проект для людей с ментальной инвалидностью, которых не берут на обычную работу. Здесь у них есть возможность заниматься трудом, преодолевать свои проблемы, быть включёнными в процесс.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8fУ типографии есть три основные задачи:

1. Поддержка: занятость, наполненность жизни, ощущение, что ты полезен и день прожит не зря.

2. Формирование трудовых навыков и трудовой дисциплины: работа с различным типографским оборудованием, навыки курьерской доставки, умение приезжать к назначенному времени, выполнять порученное, доводить начатое до конца, исправлять ошибки, устранять брак.

3. Обучение работе в команде.

Группа ВКонтакте: https://vk.com/izumrudpe4at

Курьеры для своих

Этот проект направлен на активизацию и трудовую адаптацию работников (график с постепенным увеличением нагрузки, обучение и поддержка в процессе), после чего они получают возможность трудоустройства на конкурентной основе – самостоятельно выходят в жизнь.

Доставка осуществляется за благотворительные пожертвования на развитие курьерского проекта и других проектов трудовой занятости и поддерживаемого трудоустройства людей с ментальными особенностями.

Группа ВКонтакте: https://vk.com/club148176224

Адрес: 117593, Москва, Новоясеневский пр., д. 25/20

Тел.: +7 (915) 058-94-26 (директор Надежда Евгеньевна Степунина)

Эл. почта: step_an@mail.ru

Сайт: https://izumrud.moscow

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Людям с ментальными расстройствами нужна работа. Почему вам стоит их нанять", 07.12.18

"Про неограниченные возможности. 6 организаций, которые помогают людям с особенностями жить, как все"

"«Систему надо менять»: кто и как помогает людям с психическими расстройствами", 12.10.20

"Гид по фондам помощи при депрессии, биполярном расстройстве, шизофрении", 23.10.20

Программа поддерживаемого трудоустройства благотворительного фонда "Лучшие друзья" (Москва)

В 1989 году в США была основана Международная некоммерческая организация "Best Buddies", открывающая новые возможности для людей с нарушениями развития и интеллекта.

В России с 2009 года существует благотворительный фонд "Лучшие друзья". Он помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.

Миссия организации - формирование глобального волонтерского движения, создающего возможности индивидуальной дружбы, интегрированного трудоустройства и развития лидерских качеств для людей с нарушениями развития и интеллекта.

Программа поддерживаемого трудоустройства в России начала действовать в конце 2014 г. Ее цель - способствовать интеграции в общество людей с нарушениями развития и интеллекта.

Заставка для - «Лучшие друзья» на работе

Заставка для - Наша Наташа в Kidzania Заставка для - Сладкая жизнь

  • Координатор и кураторы программы поддерживаемого трудоустройства проводят с участниками тренинги, мотивационные интервью, а также подробное анкетирование как самих участников, так и их родителей, педагогов, бывших работодателей – с целью выяснить умения и интересы каждого соискателя.
  • Проводятся тренинги для руководителей и сотрудников компаний, готовых взять на работу людей с нарушениями развития и интеллекта.
  • В процессе сопровождаемого трудоустройства проводится оценка будущего рабочего места участника программы.
  • При трудоустройстве людей с нарушениями развития и интеллекта в течение всего необходимого времени оказывается поддержка и работодателям, и работникам. Это помогает последним освоиться: познакомиться с коллегами, обрести новые навыки, освоить рабочие обязанности, запомнить дорогу от метро до работы и пр.

В ноябре 2019 г. фонд "Лучшие друзья" сообщил, что теперь программы будут развиваться не только в Москве и в Вологде, как это было раньше, но и в Красноярске.

Часто задаваемые вопросы по трудоустройству: Если вы родитель, Если вы работодатель.

Успешные истории трудоустройства: 08.05.15 Кристина в Papa John’s, 22.05.15 Миша и Саша в Computershare, 26.08.15 Антон в Mon bon, 04.12.15 Кристина в НРК, Юля в Bio Food Lab,  Аня в Papa John’s, 22.08.16 Наташа в Kidzania, 18.10.16 Максим в кинотеатре "Пионер", 16.11.16 Вика и Рома в кафе "Шпана", 08.06.17 Женя и "Правмир", 26.06.17 Ваня и ресторан "Рибамбель", 13.07.17 Дмитрий и "Шеф Маркет", 20.09.17 Максим в компании "Кнопка", 02.10.18 Роман и "Burger King", 31.10.18 Кирилл и "Burger King", 01.03.19 Сережа и "Burger King", 05.07.19 Татьяна и "Burger King", 02.08.19 Настя - помощником бухгалтера в НКО "Старшие Братья Старшие Сёстры", 10.09.19 Настя, кошачий приют "Муркоша" и новоселье, 18.09.19 Леша и "Burger King".

Адрес: 115114, Москва, ул. Летниковская, д. 11/10

Телефон: +7 (495) 725-39-82

Эл. почта: office@bestbuddies.ru

Сайт: https://bestbuddies.ru

Страница ВКонтакте

Директор фонда: Денис Роза

Эл. почта координатора по поддерживаемому трудоустройству: anna@bestbuddies.ru

Материалы:

Вебинар "Поддерживаемое трудоустройство людей с инвалидностью", 12.05.17

Статьи бывшего координатора программы Марии Ищенко в ее блоге на проекте "Сноб":

"Как работают люди с лишней хромосомой", 19.03.14

"Как работают люди с лишней хромосомой. Постскриптум год спустя", 20.03.15

"При прочих равных", 02.06.15

"Мон Антон", 24.08.15

"Обычная работа для особенных людей", 18.11.15

"Командный зачёт", 21.12.15

Публикации:

"Взрослый с синдромом Дауна в России: за бортом жизни?", 11.12.15

"Давайте по-честному: кто готов принять сотрудника с синдромом Дауна?", 21.03.16

"Как кафе "Шпана" и люди с особенностями нашли друг друга", 28.11.16

***

Мастерские МООУ "Мир для всех" (Балашиха, Московская обл.)

Мир для всехМосковская областная общественная организация инвалидов и семей с детьми-инвалидами "Мир для всех" - это объединение родители "особенных" детей.

"У наших детей тяжелые заболевания, серьезные нарушения развития: детский церебральный паралич, аутизм, Даун-синдром, другие генетические заболевания, у кого-то нарушены зрение или слух, а у некоторых – множественные патологии. Им трудно научиться ходить и говорить, им тяжело дается обучение.

Мы считаем, что общество сейчас в состоянии создать детям и подросткам-инвалидам условия для обучения, реабилитации, социальной адаптации и профориентации. На это государство должно выделять немалые средства, но пока они до нас не доходят.

Ждать, когда о нас вспомнят, мы не можем, поэтому собственными силами и при поддержке добрых и неравнодушных людей мы отремонтировали и благоустроили два непригодных подвала, в которых проходят реабилитационные и развивающие занятия, восстанавливаем старое здание, которому в 2007 году исполнилось 100 лет, строим специальные мастерские и “Тренировочные квартиры” для наших уже взрослых детей.

Каждый день в своей работе мы сталкиваемся с Большими и маленькими проблемами, решение которых во многом зависит от нас всех. У наших детей нет НИЧЕГО, кроме нашей любви и Вашей поддержки и мы говорим – Абсолютно любая помощь для нас значима и важна".

Мастерские в "Мире для всех"

Мы регулярно проводим выставки ярмарки наших работ, у ребят есть заказчики, на Пасху мы в очередной раз ощутили поддержку балашихинцев, которые подходили к нашей палатке и спрашивали чего–нибудь новенького, так как каждый год покупают наши поделки и они их радуют своим теплом и красотой.

1. Фелтинг. Специалист Наталья Мороз (Natalya Moroz), трудится в "Мире" более 5 лет. Ребята освоили мокрое и сухое валяние, не раз получали премии на фестивалях и конкурсах.

2. Швейная мастерская. Специалист Мазуренко Татьяна Юрьевна. Работает в центре с 2013 года. Ребята с удовольствием шьют нарядные фартуки, мешки для обуви, игрушки и различные кухонные принадлежности: прихватки, рукавицы и пр.

3. Столярная мастерская. Специалист Герман Савов, но сейчас уже с работой не хуже справляется наш воспитанник Николай Соловьев. Ребята работают на программируемом лазерном станке Rabbit, остальные воспитанники доводят поделки до нужной кондиции шкурками, собирают, склеивают, раскрашивают.

4. Керамическая мастерская. Специалист Ханнанова Галина Николаевна. У нас есть свои печь, круг, формы для заливки изделий. Все с удовольствием раскрашивают вазы и кулоны, тарелки и бабочек.

5. Арт-терапия. Специалист Одинева Оксана Николаевна. В этой мастерской каждый занимается тем видом творчества, к которому больше лежит душа. Кто-то рисует, кто-то занимается ЭБРУ, пластиллинографией, термомозаикой и др. Успешны все!

6. Бисерная мастерская. Оксана Николаевна подготовила себе смену, нашу воспитанницу Евгению Грозмани, теперь больше ребят успевают поработать с бисером.

7. Декупаж. Руководитель Ханнанова Галина Николаевна. Каждый праздник ребята готовят подарки своим родителям, а также поделки на ярмарки.

8. Аграрная мастерская. Руководитель Михаленко Галина Геннадьевна. Наш участок в прошлом году был признан одим из самых красивых дворов в Балашихе. Но кроме цветов, садиков и альпийских горок, ребята выращивают огурцы и помидоры, зелень для салатов, собирают яблоки и вишни, груши и смородину.

С февраля 2019 года у организации начала работать программа "Учебные тренировочные квартиры".

Адрес: 143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Флерова, д. 5/2 – детское отделение

143912, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Островского, д. 30 – отделение 18+

Тел.: президент МООО "Мир для всех": +7 (903) 227-99-43, директор МООУ "Мир для всех": +7 (905) 527-61-44

Сайт: http://mirdlyavseh.ru/ovz-u-vzroslykh

Страница ВКонтакте

***

Особые Мастерские (Москва)

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки в ГОУ СПО Технологический колледж № 21 - совместный проект РБОО "Центр лечебной педагогики" и Департамента образования города Москвы.

В 2006 году по инициативе и при активном участии ЦЛП в ГОУ СПО Технологический колледж № 21 (Восточный административный округ города Москвы) в рамках городской экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы, было создано структурное подразделение "Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки" для молодых людей с нарушениями умственного и психического развития.

Это было первое в Москве, да и в России, подразделение такого рода в государственном учреждении профессионального образования.

 В 2009-2010 учебном году в мастерских обучалось 45 человек, а с 1 сентября 2010 года обучаются уже 75 человек, многие из которых – взрослые воспитанники Центра лечебной педагогики. 10 человек работают в мастерских в качестве подмастерий.

В основу обучения положены принципы, разработанные ранее в предпрофессиональных мастерских Центра лечебной педагогики.

Молодые люди обучаются в керамической, полиграфической, столярной, текстильной и цветоводческой мастерских.

Срок обучения с 1 сентября 2010 года - 6 лет. В перспективе – создание при колледже Центра ремесел с адаптационными рабочими местами для молодых людей, прошедших профессиональное обучение в колледже. Помимо обучения профессиональным навыкам в мастерских большое внимание уделяется общению и экскурсиям.


Ольга Волкова, руководитель проекта:

История появления этих мастерских – мастерских в Технологическом колледже № 21 во времени растянулась на пять лет. Созданные в 1998 году предпрофессиональные мастерские в Центре лечебной педагогики уже не могли вместить всех выросших воспитанников, которые могли и хотели работать в них. Надо было переходить на другой уровень: расставаться с детским учреждением, чтобы наши воспитанники – люди старше 18 лет – переходили из детства во взрослую жизнь.

На деле всё оказалось не просто, так как в Москве помещения безумно дорогие, а благотворительностью (пустить нас, чтобы мы могли организовать ремесленные мастерские) никто не жаждал заниматься. Государственные чиновники нас замечать не хотели. Это был 2002 год. Мне даже в какой-то момент показалось, что ничего не получится, нас нигде не ждут… В трудный момент нас поддержали руководители школы, помогли керамической мастерской продержаться до получения постоянного помещения. Мы продолжали "надоедать", обращаясь в Департамент образования Москвы, понимая, что организация достойной жизни наших воспитанников – людей с ограниченными возможностями – прямая обязанность государства. Мы хотели получить помощь в организации их профессионального обучения, чтобы потом создать систему поддерживаемого трудоустройства.

Нам просто очень повезло: мы познакомились с директором Технологического колледжа № 21 Николаем Дорофеевичем Раздобаровым, который не просто принял нас в свой колледж, открыв Центр по профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями, но с огромным пониманием отнесся к этому проекту, переживая вместе с нами все сложности на этом пути. Наверное, окончательно мы почувствовали его безоговорочную поддержку, когда на встрече с нашими воспитанниками и руководством Центра лечебной педагогики он сказал о необходимости задуматься над созданием Центра ремёсел, где выпускники будут в дальнейшем работать – об этом мы могли только мечтать… У нас большие планы, без их осуществления начатое дело – обучение наших ребят профессиональным навыкам в творческих ремесленных мастерских – не изменит их положения в будущем. Очень хочется, чтобы всё получилось у нас и у них, чтобы и в других городах России смогли воспользоваться нашим опытом.

Николай Дорофеевич Раздобаров, директор колледжа № 21:

Дети и подростки должны иметь возможность получить образование (в том числе и профессиональное) – с этим согласны все. По крайней мере, на словах. Все при этом знают – или догадываются – что людям с ограниченными возможностями (физическими или умственными) непросто найти место, где они могли бы учиться и получить профессию. Это большая проблема. В 2005 году московское правительство поставило задачу "охватить образовательным полем" всех таких людей. На совещании в московском Центре лечебной педагогики директорам колледжей был показан документальный фильм, знакомящий с особенностями и проблемами наших потенциальных будущих учеников. Не скрою – оценив сложности и не чувствуя себя достаточно компетентными в таком "особом" образовании, присутствовавшие браться за его организацию не решались. Все, кроме нас. И до сих пор наш колледж – единственный в этой области. Нам повезло: в колледж новые ученики пришли со своим педагогами и мастерами производственного обучения. Это были специалисты Центра лечебной педагогики, люди с большими знаниями опытом работы. Мы же предоставили им свои помещения, материальные ресурсы, навыки организации образовательного процесса, моральную и интеллектуальную поддержку. И вот результат: 75 учеников обучаются сегодня в гончарной, ткацкой, полиграфической и столярной мастерских. Мы распространяем наш опыт (приезжают коллеги, причём не только из Москвы), а для выпускников постараемся создать Центр ремёсел, где они смогут по завершении обучения остаться работать. Впереди долгий путь, и уже ясны его вехи: разработка учебных планов, предполагающих получение по окончании курса государственного сертификата по избранной специальности, создание квалификационных требований, государственного стандарта на обучение такой категории студентов и системы подготовки педагогов для подобных учреждений.

Роман Дименштейн, председатель правления Центра лечебной педагогики:

В Центре лечебной педагогики ремеслам придается большое значение как важному терапевтическому средству в занятиях с детьми. Ребенку предлагают лепить, шить или работать с деревом, и выбор ремесла обусловлен не склонностями ребенка, а терапевтическими задачами, которые будут решаться в рамках этой деятельности. С возрастом, когда человек формируется как личность, встаёт задача найти способ, которым он сможет выразить себя в мире. Иногда это непросто. Например, у человека, который не может пользоваться речью, меньше возможностей самореализации, чем у говорящего. В поисках пути решения этой задачи мы знакомим ребят с разными ремёслами уже на новом уровне, ориентируясь не на их проблемы, а на их интересы и способности. При этом мы верим, что для каждого человека есть подходящее, свойственное ему ремесло. В результате долгих проб и наблюдений человек выбирает ремесло, которым он будет заниматься. Это уже задача профессиональных мастерских. Первые рабочие мастерские, куда принимали наших выпускников, задумала и создала Надежда Львовна Моргун – один из ведущих педагогов ЦЛП. Сейчас мастерские расширились, и их принял в свой состав технологический колледж № 21. Чем лучше человек осваивает ремесло, тем больше у него появляется возможностей что-то создать, и, тем самым, реализовать важнейшую потребность в жизни – потребность быть нужным.

Адрес: Москва, ул. Ивантеевская, д. 25

Телефон: +7 (499) 160-14-43

E-mail: 21@prof.educom.ru, olvolkov@hotmail.com

Сайт: http://om21.ru

Материалы:

Видеоролик "Шоколадная мануфактура - интеграционные мастерские", 19.11.15

Книга "Ремесленные мастерские: от терапии к профессии" / сост. Ю.В. Липес. – Электронное издание. – М.: Теревинф, 2016

Публикации:

"Труд как способ дисциплинировать себя", 01.01.11

"Где и как в Москве обучают особенных подростков", 05.06.16

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

Видео "Артель блаженных", 22.03.18

А в 2010 году родился проект "Наивно? Очень":

Летом 2010-го года в Доме актера проводилась выставка-ярмарка декоративно-прикладных изделий учащихся "Особых мастерских". Актеры РАМТа приняли участие в организации благотворительной ярмарки и сыграли сказочное театральное представление для всех участников. Они были покорены работами этих необычных гончаров и ткачей. И тогда родилась идея: создать интернет-магазин необыкновенных, наивных подарков, чтобы как можно больше людей смогли приобрести эти авторские работы, сделанные с такой любовью и теплотой. Так идея воплотилась в реальное дело. Инициатором и соучредителем проекта "Наивно? Очень" стала Нелли Уварова. Появился сайт с простым и понятным адресом: www.naivno.com

Проект "Наивно? Очень" - предприятие социального предпринимательства. Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. У предприятий такого типа нет спонсоров и меценатов, нет финансирования со стороны фондов и поддержки государства, они существуют только за счёт самоокупаемости и выхода на уровень прибыли, получаемой от своей деятельности.

 Задача предприятия – трудоустройство людей с тяжелыми психо-неврологическими нарушениями. Как правило, люди с особенностями развития творчески одарены, нужно просто дать им возможность эти способности реализовать и зарабатывать своим талантом. Мы производим и продаём уникальные работы и тиражную продукцию с рисунками людей с особенностями развития, которая находит спрос на рынке.

В настоящее время проект создаёт собственную розничную сеть магазинов и оптовые каналы сбыта тиражируемой продукции, которые будут своей рентабельностью перекрывать расходы по содержанию производственных творческих мастерских, где создают свои авторские шедевры особые художники. А именно - работу керамической, текстильной, полиграфической и столярной мастерских.

Проект открыт для диалога по различным формам сотрудничества. На данном этапе уже понятно: искусство людей с особенностями развития может быть востребованным во всём мире и в нашей с вами власти это сделать реальностью.

Сайт: http://www.naivno.com

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Нелли Уварова открывает магазин "Наивно? Очень"", 20.03.13

"Наивное искусство любви", 16.03.14

"Вечер в компании наивных гениев", 10.12.14

"Наивно? Очень", 02.06.15

"В центре дизайна Artplay открылся первый магазин проекта "Наивно? Очень", 10.06.15

"Наивно? Очень", 23.09.15

Онлайн-встреча с Нелли Уваровой, 11.02.16

"Наивно? Очень: могут ли зарабатывать социальные проекты", 11.03.16

"Особые художники из проекта "Наивно? Очень" оформили раздел экотоваров на Ozon.ru", 04.04.16

"Бизнес? Очень", 10.08.18

***

Центр дневной занятости (БФ "Образ жизни", Москва)

История Благотворительного фонда "Образ жизни" берет свое начало с инициативы Владимира Смирнова и его семьи создать благотворительный фонд, системно и современно помогающий нуждающимся, поддерживающий детей-сирот, одиноких стариков, людей с инвалидностью и, прежде всего, учреждения, в которых эти люди проживают.

В сентябре 2010 года такой фондё был создан и получил название "Фонд Владимира Смирнова", был создан. Его возглавила кандидат педагогических наук Елена Береговая.

Фонд активно растет, открывает и осваивает новые направления. В 2015 году он был переименован в Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициативы и попечительства "Образ жизни". Учредитель и директор фонда являются членами Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, региональных Советов, Совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В настоящее время в команду фонда входят известные ученые – педагоги, психологи, почетные работники общего образования РФ, заслуженные учителя РФ, федеральные эксперты Министерства просвещения и Министерства культуры. При этом членами команды являются молодые талантливые специалисты. Все это создает активную среду для включения фонда в решение самых острых и значимых социальных проблем, сотрудничества, воодушевления и поддержки тех, кто стремится к гармоничной справедливой, системной социальной сфере.

Центр дневной занятости - площадка для людей с особенностями развития и освоения ими социальных навыков.

Программа Центра дневной занятости "Дом под солнцем" предполагает групповую и индивидуальную работу с подопечными. По итогам входной психолого-педагогической консультации с участием родителей для каждого ребенка и молодого человека будет разработан индивидуальный маршрут социально-бытовой и социокультурной адаптации. 

Центр включает три пространства: 

Творческие мастерские

Под руководством опытных наставников дети и молодые люди с особенностями развития осваивают различные художественные техники, знакомятся с основами компьютерной грамотности, принимают участие в занятиях по музыке, ритмике и адаптивной физкультуре, пробуют себя в таких направлениях, как художественная анимация, фото и видео дело.

 Модуль "Передышка"

Позволяет родителям по предварительной записи оставить ребенка или молодого человека, нуждающегося в индивидуальном сопровождении, под присмотром социального педагога, тьютора, которые в течение нескольких часов организуют адаптированные для каждого ребенка занятия с применением специализированного игрового и развивающего материала в комфортной обстановке.

Учебно-тренировочный модуль

Направлен на развитие социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, умения общаться и вести себя в общественных местах. Практические занятия по кулинарии и домоводству ориентированы на молодых людей 16-40 лет и предполагают подготовку ребят к максимально возможной самостоятельной жизни в социуме.

"Мы ставим своей целью создать комфортное пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья, где они смогут становиться более самостоятельными, улучшать свои социально-бытовые и коммуникативные навыки, тем самым увеличивая вероятность самостоятельного проживания с минимальной поддержкой специалистов".

Адрес БФ "Образ жизни": Москва, ул. Голубинская, д. 31, к. 1

Тел.: +7 (977) 101-31-41

Сайт: https://obrazfund.ru

Страница ВКонтакте

***

Мастерские благотворительного центра поддержки лечебной педагогики и социальной терапии "Рафаил" (Москва)

Центр "Рафаил" основан в 1991 году.

Миссия центра: содействие повышению качества и уровня жизни инвалидов и членов их семей.

Задачи центра: организация психолого-педагогической помощи и социокультурной реабилитации инвалидов с интеллектуальными и психическими нарушениями и их семей.

После окончания школы для молодых людей с инвалидностью, в том числе с физическими и умственными нарушениями, наступает очень важный период жизни. У них появляется возможность овладеть практическими навыками и попробовать себя в работе с различными материалами.

В Центре "Рафаил" созданы условия для участия в посильном труде в мастерских по программе постшкольного образования "Горница".

Цель: помощь в профориентации и приобретении социально- трудовых навыков, творческая реабилитация и психологическая поддержка  методами искусства.

Работают мастерские: свечная, ткацкая/валяльная, текстильная, ведение домашнего хозяйства, работа с деревом, в которых созданы условия для реализации и развития творческих возможностей: индивидуальные спроектированное оборудование, работа с экологически чистыми материалами, регуляция и развитие отношений доверия с педагогом-мастером, личностно-ориентированный маршрут. Используются адекватные состоянию воспитанника индивидуально ориентированные педагогические технологии и реабилитационные методики, доброжелательная атмосфера.

В мастерских работают квалифицированные социальные терапевты, получившие специальную подготовку и прошедшие стажировку в подобных центрах Западной Европы, за счёт чего достигается высокий уровень социально-бытовой, социально-трудовой и социокультурной адаптации воспитанников.

Работа в мастерских с 11.00 до 17.00. Гармоничное сочетание/чередование посильного труда с занятиями художественным творчеством создает благоприятную, терапевтическую среду для развития личности молодого инвалида.

По окончании обучения по программе постшкольного образования  выдаётся свидетельство.

Руководитель центра: Валентина Николаевна Загрядская

Адрес: Москва, Оболенский пер. д. 9, корп. 3

Тел.: +7 (499) 246-39-97; +7 (905) 564-46-32

Эл. почта: rafailm@mail.ru

Сайт: www.rafail-10.ru

Публикации:

"Центр "Рафаил": добро пожаловать, пока мы есть", 23.06.14

Программа трудовой реабилитации АНО "Центр социальных инициатив «Русский Дом»" (Москва)

 Автономная некоммерческая организация "Центр социальных инициатив «Русский Дом»" является социально ориентированной НКО, которая была создана группой родственников душевнобольных и официально зарегистрирована 13 ноября 2000 года.

Деятельность организации охватывает два основных направления:

1. реализацию программы социальной и трудовой адаптации, реабилитации и реинтеграции душевнобольных в соответствии с моделью «Клубный Дом»;
2. содействие распространению данного реабилитационного подхода среди психиатрического сообщества, потребителей психиатрических услуг, их родственников, НКО, работающих в сфере психического здоровья в России.

Деятельность «Русского Дома» основывается на признании и уважении личности душевнобольных и их прав. До 70 душевнобольных, большинство из которых являются инвалидами 1 и 2 групп, безвозмездно проходят реабилитацию и получают различную помощь в Русском Доме  на пожизненной основе.

С 2002 года Русский Дом является членом Международного Центра развития реабилитационных программ «Клубный Дом» Clubhouse International  (Нью-Йорк, США). 

Программа трудовой реабилитации включает в себя три этапа: собственно реабилитационный этап, переходный этап (трудоустройство с поддержкой) и этап самостоятельной трудовой деятельности. 

Первый осуществляется непосредственно в реабилитационном центре в рамках дневной программы трудотерапии. Участие в ней позволяет душевнобольным выработать и начать применять на практике, в знакомой для них и щадящей атмосфере реабилитационного учреждения, навыки, необходимые на рабочем месте: регулярное посещение, пунктуальность, умение выполнять поручения и получать требуемые результаты, сотрудничать с другими людьми на рабочем месте и т.д. Кроме этого, они приобретают базовые навыки,  необходимые для самостоятельной жизни в обществе (простые навыки повседневной жизни, самообслуживания, гигиены, обращения с деньгами и т.д.) и трудовой деятельности (умение печатать тексты, вводить данные в компьютер, готовить пищу, убирать помещения, исполнять курьерские обязанности, выполнять канцелярскую работу и т.д.).

Одновременно, пребывание в социальной среде реабилитационного центра, где их ждут, где они необходимы, где их качества, способности и достижения ценятся остальным коллективом, приводит к восстановлению чувства собственной значимости и повышают уверенность в своих силах, заглушенную болезнью и социальной изоляцией. Сотрудники мотивируют участников программы к активному участию в ее деятельности и будущему трудоустройству, а также проводят необходимые индивидуальные и групповые коррекционные мероприятия. Регулярно проводятся  заседания "Клуба по трудоустройству". На них обсуждаются вопросы, связанные с трудоустройством, например, документы, необходимые для трудоустройства, типы организаций – работодателей и специфика работы в государственных, коммерческих и некоммерческих организациях, ожидания от трудоустройства, поведение на рабочем месте и т.д.). На Вечерах, посвященные трудоустройству, выступают те участники программы, которые получили работу после прохождения реабилитации, празднуются их достижения, что является сильным мотивирующим фактором не только для них самих, но и для остальных участников программы.

Второй этап – это трудоустройство с поддержкой через так называемые промежуточные рабочие места (ПРМ), которые являются переходной стадией от реабилитационного этапа к этапу самостоятельной работы. О предоставлении ПРМ с работодателем договаривается реабилитационный центр.

Они предоставляются в реабилитационных целях, и на каждом душевнобольной работает временно (6-9 месяцев) на неполном рабочем дне. Работодателями являются обычные организации и предприятия. Сначала на рабочее место выходит социальный работник, знакомится с работой и коллективом, после чего выводит на него душевнобольного и обеспечивает ему т. н. трудовое сопровождение. В ходе него социальный работник обучает душевнобольного его обязанностям, знакомит с коллективом и помогает ему установить взаимоотношения с другими работниками, помогает простроить работу, мотивирует его овладевать необходимыми навыками для ее выполнения, некоторое время работает вместе с ним и постепенно оставляет его работать самостоятельно. Затем он поддерживает регулярные контакты с душевнобольным и его работодателем по телефону или, в случае необходимости, встречается с ними. Раз в 3-4 недели он делает визит на рабочее место.

ПРМ характеризуются достаточно высоким уровнем поддержки работающим на них душевнобольным со стороны реабилитационного центра. Они дают им возможность попробовать свои силы на реальном рабочем месте, повышают их мотивацию и стимулируют желание привести имеющиеся у них навыки в соответствие со стандартными требованиями, предъявляемыми к работникам. Работа на нескольких ПРМ позволяет душевнобольным приобрести или восстановить утраченную уверенность в своих силах, укрепить  трудовую и социальную компетентность, построить трудовую биографию и, в конечном итоге, вернуться к трудовой деятельности.

C 2003 года по настоящее время Русский Дом обеспечивает своим участникам программы рабочее место с поддержкой и трудовым сопровождением в МГУ имени М.В.Ломоносова и с 2008 по 2009 год в ООО Нестле Россия.

Этап самостоятельной трудовой деятельности - независимые (от реабилитационного центра) рабочие места являются заключительным этапом программы трудоустройства. С помощью реабилитационного центра или самостоятельно участники программы находят рабочие места, где работают практически самостоятельно или с минимальной  поддержкой.

Сайт: https://www.russianclubhouse.com

Страница ВКонтакте 

Публикации:

"Как «Клубный дом» помогает людям с ментальными расстройствами", 22.10.18

***

Мастерская социально-творческой инклюзии "Сундук" (Москва)

Мастерская социально-творческой инклюзии "Сундук" - это проект сопровождаемой общественно полезной дневной трудовой занятости людей с особенностями развития, которые не вписываются в стандартные рыночные трудовые отношения, однако могут найти себя в небольшой ремесленной и творческой деятельности в дружном равноправном коллективе.

Мастерская работает с 2013 года. С января 2018 года проект реализуется силами АНО ЦСП "Инклюзивная молекула" в сотрудничестве с инициаторами проекта - родительской организацией "Дорога в мир".

Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир" объединяет семьи, в которых растут дети с различными нарушениями развития — аутизм, умственное отставание, детский церебральный паралич, эпилепсия, генетические нарушения и другие. В ней создаются проекты по различным направлениям — школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, создание мест работы для молодых людей с особыми потребностями, устройство летних лагерей, организация сопровождаемого проживания для подростков или психологической поддержки для родителей.

Первый опыт включения в жизнь от детских реабилитационных программ до работы в адаптационных ремесленных мастерских большинство ребят получили в московском Центре лечебной педагогики. Начальными профессиональными навыками многие ребята обязаны Центру социальной адаптации и профессиональной подготовки при московском Технологическом колледже № 21 (совместный проект РБОО "Центр лечебной педагогики" и Департамента образования города Москвы).

В Мастерской ребята осваивают гончарное и швейное дело, батик, валяние, ткачество и другие ремесла.


Основные инструменты социальной адаптации:

  • Ремесленно-творческие методы

Мотивация к совместному полезному труду и взаимодействию достигается через освоение элементов гончарного, швейного и ткацкого ремесел. Мы стараемся дать возможность каждому из ребят освоить несколько ремесел, получить радость от разных видов труда.

  • Ситуационное сопровождение

Мы стремимся к совместному осмыслению пройденных в мастерской "участков жизни". У нас в Мастерской нет начальников и подчиненных, мы все учимся друг у друга.

  • Групповые тренинги развития

Тренинги с психологом направлены на выяснение интересов и предпочтений участников проекта, помощь в освоении и восстановлении знаний, формирование личной позиции и причастности к коллективу.

Результаты:

  • Работа в мастерской не только организует жизнь ребят – она дает им ощущение и опыт взрослости, общения и взаимодействия.
  • Занимаясь в комфортной атмосфере увлекательными делами и постоянно изучая новое, работники мастерской полностью вовлекаются в процесс.
  • Участие заключается не только в работе. Особенно важным мы считаем то, что коллектив специалистов вместе с ребятами планирует события, на которые можно своим трудом заработать деньги: поход в театр или в кафе, экскурсии, угощение к чаю для проведения праздников и приглашения гостей.
  • Мы учим и учимся понимать и уважать друг друга. Мы целенаправленно создаем в нашем маленьком коллективе атмосферу дружбы, искренних отношений, взаимопомощи, и каждый знает, что без него не обойтись.

Также ребята участвуют в работе основанной в 2013 году на базе благотворительного центра "Дом Мастеров" Шоколадная Мануфактура в Гагаринской Новоселке.

Материалы:

На сайте Мастерской можно запросить для скачивания несколько полезных книг, в т.ч. написанное сотрудниками Мастерской в 2013 году "Пособие в помощь сотрудникам сопровождения в местах общественно полезной дневной трудовой занятости людей с нарушениями интеллектуального развития".

Видеоролик "Шоколадная мануфактура - интеграционные мастерские", 19.11.15

Публикации:

Видеорепортаж "МОО помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир"" от 30.06.2015

"Взрослый с синдромом Дауна в России: за бортом жизни?", 11.12.15

"Почему он прыгает? Как понять людей с аутизмом" от 02.04.2016

"Секреты, спрятанные в "Сундуке"", 25.04.16

"Особое ремесло" от 31.05.2016

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

Видеоролик "Новый год в мастерской "Сундук"", 12.01.18

"«Я не художник, не поэт, я просто Юрин силуэт»", 08.11.19

Сайт: http://m-sunduk.ru

Страница ВКонтакте

Инициатор и руководитель программы: Нина Петровская

Консультант, инициатор программы Мастерской: Светлана Бейлезон

***

Мастерские БФ "Творческое объединение "Круг"" (Москва)

Благотворительный фонд "Творческое обьединение «Круг»" был создан в августе 2014 года.

"Изначально мы обозначали нашу миссию как пожизненное сопровождение слепоглухих людей. Но в 2016 году внесли изменения в Устав: расширили категории благополучателей. Теперь мы имеем право помогать людям с различными формами нарушений.

Наши приоритеты в оказании поддержки: профессиональная, бытовая и социо-культурная реабилитация и абилитация, создание рабочих мест, обеспечение их доступности и организация сопровождаемого проживания.

В частности, фонд организовал керамическую мастерскую, где работают инвалиды: слепые, глухие, спепоглухие, а также лица с различными видами психических и интеллектуальных нарушений.

В фонде есть кураторы, которые помогают овладеть необходимыми профессиональными навыками. И есть люди с инвалидностью, уже имеющие опыт работы, которые выполняют функции мотивационных лидеров.

Кроме того, в распоряжении фонда имеется арендованная квартира, где ночуют наши подопечные, которые не смогли бы, в противном случае, самостоятельно добираться до работы.

Учредители: слепоглухой Сергей Флейтин, Генеральный секретарь ЕССГ (Европейского Союза СлепоГлухих) и предприниматель Марина Мень".

Керамическая мастерская

 "Работа центра началась в 2012 году с попыток организации досуга слепоглухих: прогулки, совместные праздники, самодеятельность. Со временем встречи трансформировались в занятия рукоделием. Мы изготовили открытки, блокноты, украшения и сувениры из полимерной пластики, и все плоды своих трудов продали на приходской ярмарке. Заработанного хватило на подарки всем подопечным. Этот первый успешный опыт творческой самореализации стал импульсом к дельнейшему развитию. Так родилась наша мастерская.

Осенью 2014г. по совету волонтеров-художников, которых сразу же удалось привлечь в проект, мы решили осваивать новый вид творчества – работу с глиной.

Уже с первых месяцев занятий стало понятно, что глина – идеальный материал, с которым могут работать даже тотально слепоглухие люди.

Скоро простые поделки (колокольчики и подсвечники) заменились керамическими пиалами и чашками, не уступающими по качеству работам зрячеслышащих мастеров. За короткое время наши подопечные под руководством профессиональных художников-керамистов не только освоили техники ручной лепки, набивки глины в формы, но и начали привносить в процесс работы собственные замыслы и фантазию.

Так сформировалась группа постоянно задействованных в работе слепоглухих, которые с апреля 2015 года официально работают в мастерской и получают зарплату благодаря финансированию проекта Фондом поддержки слепоглухих «Со-Единение».

Изделия мастерской получили большое признание у посетителей благотворительных и городских ярмарок, а также в сети интернет. Арт-терапия превратилась в ремесло и профессию.

Слепоглухие мастера видят, что их труд востребован и ощущают свою включенность в жизнь общества, некоторые даже называют себя керамистами.

Сейчас мастерская ТОК – это проект социального предпринимательства, предоставляющий учебные рабочие места для людей с инвалидностью (альтернатива занятости на УПП), обеспечивающий постоянную заработную плату, творческую интересную работу, возможность самовыражения и неформальное общение".


А с 2020 года фонд развивает новые ремесленные направления: столярка, текстиль, лозоплетение, кулинария, озеленение и другие.

С 2015 года фонд организует сопровождаемое проживание людей с инвалидностью.

Сайт: https://tokrug.ru

Страница ВКонтакте

Публикации:

Программа "ЗаДело" на ОТР: "Творческое объединение "Круг". Как помочь слепоглухим выйти из тотальной изоляции?", 29.08.15

"Больше, чем посуда", 11.08.16

"«Живем манной небесной. Это наш реальный опыт»", 16.01.17

"Почему вы должны меня знать: создатель благотворительного фонда «Творческое объединение Круг» Марина Мень", 18.09.18

"«Круг» творчества, доброты, взаимопомощи", 09.11.18

"Магический круг: как организовать социальный бизнес на керамике", 20.03.20

""Творческое объединение Круг": семья и работа для инвалидов", 09.11.20

"«Я счастлива ехать в метро»", 13.10.21

"Как Творческое объединение «Круг» помогает людям с ментальными особенностями из домов-интернатов", 28.10.21

"«Мы – антипод закрытого учреждения»: о цветной керамике ТОК, самостоятельной жизни и мечтах о доме", 18.10.21

"Стекло треснуло", 11.11.21

***

 

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с тяжелыми ментальными нарушениями (структурное подразделение Московского технологического колледжа № 21)

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок прочно встал на ноги, научился жить в том месте и в то время, где и когда появился на свет. Ребенок с синдромом Дауна не исключение. Вот разве что волнений за его судьбу всегда бывает больше, чем в семьях с обычными детьми. Специализированная группа раннего развития, детский сад, школа – инклюзивная или коррекционная… А что дальше? Сможет ли человек с особенностями развития, повзрослев, получить профессию и устроиться на работу?

«В нынешнем году происходит заметный сдвиг в плане интереса государственных структур к трудовой занятости людей с ментальной инвалидностью, – отмечает Ольга Волкова, руководитель Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с тяжелыми ментальными нарушениями – структурного подразделения Московского технологического колледжа № 21. – Эта тема дважды обсуждалась в Общественной палате и на заседании Комиссии по делам инвалидов при президенте РФ. Сейчас очень серьезно рассматривается вопрос о том, чтобы ввести в программу «Доступная среда» услугу сопровождения ментальных инвалидов. Всё чаще озвучивается мнение о том, что надо вводить в законодательство такое понятие, как социальная занятость для людей с ментальными нарушениями. Потому что, на самом деле, предусмотренное законом квотирование рабочих мест на открытом рынке труда не обеспечивает необходимых результатов. Нужны рабочие места, созданные специально для сопровождаемой трудовой занятости таких людей. Сейчас это возможно лишь на уровне отдельных, «точечных» проектов, а нашим ребятам особый подход нужен постоянно и во всем, включая трудоустройство».

Впрочем, пока на государственном уровне обсуждают новые подходы к этой проблеме, в 21-м колледже ее пытаются решить доступными на сегодня способами и параллельно по поручению Департамента образования занимаются разработкой концепции профессионального обучения молодых людей с метальными нарушениями. В Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки ребята учатся и работают в творческих мастерских. По замыслу педагогов, это одновременно и цель, и метод обучения. «Мы считаем, что через творчество мы не только обучаем ребят определенным профессиональным навыкам, но и помогаем их личностному развитию», – говорит Ольга Волкова.

Сначала были созданы полиграфическая, керамическая, столярная и швейно-ткацкая мастерские. А три года назад в Центре появилась мастерская цветоводства, где готовят рабочих зеленого хозяйства. Сначала туда набирали по одной группе учащихся, а в нынешнем сентябре к занятиям приступили уже две группы первокурсников. Еще бы: профессия оказалась самой востребованной. В прошлом учебном году состоялся первый выпуск, и четырех из восьми выпускников удалось устроить на постоянные рабочие места в ГУП «Мосзеленхоз» и в Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Остальные тоже не оказались не у дел, нашли сезонную работу по специальности. Впрочем, не только на работе, но и дома, и на даче умение ухаживать за растениями всегда пригодится.

Мастерская занимает два помещения. То ли классы, то ли зимний сад – сразу и не поймешь. Кругом – все оттенки зеленого, переплетение ветвей и листьев всех форм и размеров. От одной этой обстановки должно повышаться настроение, укрепляться нервная система. С ранней весны здесь высаживают на рассаду семена овощей и цветов, в другое время года ребята ухаживают за различными декоративными комнатными растениями, учатся составлять из них композиции, обустраивают собственные подшефные полочки с цветами, ведут дневники наблюдений.

Рассказывает воспитатель Татьяна Широкова: «Как правило, в группах у нас по семь-восемь человек, некоторые ребята могут приходить на занятия с сопровождением. В течение первых недель становится очевидным, какие силы и ресурсы от нас требуются для их успешной адаптации и обучения, которое по ныне существующей программе рассчитано на три года. С каждой группой работает мастер и воспитатель. Кроме этого, на каждую мастерскую есть психолог, с которым мы постоянно взаимодействуем». По словам Татьяны, когда ребята поступают учиться, каждый из них держится, как правило, обособленно, однако уже к концу первого года обучения из существующих по отдельности молодых людей складывается настоящий коллектив. «Они начинают лучше видеть и понимать друг друга и самих себя, – отмечает воспитатель. – Ну и, конечно, в это же время они знакомятся с миром растений. Приглядываясь к тому, что у наших воспитанников получается лучше, к чему у них больше склонностей, мы корректируем свою работу, варьируем ее, предоставляем множество альтернатив, из которых они делают свой выбор. Через личное отношение к тому, чем они занимаются, у ребят развивается важное эмоциональное свойство – сопереживание».

Какие практические навыки приобретают воспитанники мастерской цветоводства за время обучения? Задавая этот вопрос мастеру производственного обучения Валентине Митроновой, я рассчитывала услышать короткий ответ. А оказалось, что полный список этих навыков занимает две страницы! Например, ребята учатся подготавливать тару для посева и пикировки цветочных культур, составлять почво-смеси для посева, пикировки и пересадки растений, подготавливать посадочный материал и семена, пикировать и пересаживать сеянцы, пропалывать растения, планировать на улице участок под посадки, перекапывать почву, поливать и заниматься санитарной обработкой газонов и многое другое.

Как же удается научить всему этому людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями? «Мы постоянно убеждаемся: то, что голова может забыть, руки все равно имеют шанс запомнить», – говорит Валентина Петровна. – Поэтому нет лучшего способа обучения, чем показать все на своем примере в реальных условиях». Вот поэтому мастер с воспитателем, переодевшись в рабочую одежду, вместе с ребятами выходят во двор колледжа обустраивать клумбы или выезжают в теплицы предприятий, с которыми колледж заключил договор о производственной практике. И знаете, что удивительно? Когда педагоги показывали мне фотографии таких практических занятий и демонстрировали комнатную растительность, за которой учатся ухаживать их воспитанники, они ни в коем случае не сравнивали достижения этих ребят с умениями других. Зато постоянно с огромным воодушевлением подчеркивали индивидуальный прогресс. Радовались, вспоминая, как тому или иному молодому человеку удалось измениться к лучшему, наладить общение, приобрести новые навыки. И вряд ли это была «показательная» радость в присутствии журналиста. В мастерской цветоводства действительно работают хорошие люди. А как же иначе? Ведь известно, что у плохих и бессердечных комнатные растения чахнут, цветы на клумбах не расцветают, а таланты, скрытые в особых детях, не пробуждаются.

Автор: Нина Иванова, БФ «Даунсайд Ап», статья «Здесь расцветают цветы и таланты», журнал "Сделай шаг", № 2 (52) 

Репортаж «Как дети с особенностями развития готовятся к взрослой жизни. Все о профессиональном образовании для особых детей» от 25.02.16 на телеканале «Дождь»

***

Центр социальной реабилитации "Турмалин" (Москва)

Реабилитационный центр "Турмалин" был учрежден Фондом в 2003 году Благотворительным фондом развития лечебной педагогики и социальной терапии "Лемниската" (фонд также осуществляет поддержку образовательного центра им. Иты Вегман (программа профессиональной переподготовки специалистов по лечебной педагогике) и кэмпхиллской деревни "Чистые Ключи", информация о которой есть в разделе "Как организовать сельское поселение").

Центр "Турмалин" обеспечивает инвалидам условия для достойной жизни: трудовую деятельность в социально защищенных условиях, здоровое окружение, и перспективу интеграции в общество и максимальной самостоятельности.

Участники проводят в центре целый день, трудясь и обучаясь в четырех художественно-ремесленных мастерских: свечной, столярной, керамической и ткацко-вяльной. В 2007 году была также открыта мастерская по изготовлению батика, а в 2009-м — кукольная мастерская.

Помимо трудовой деятельности все участники принимают участие в групповых реабилитационных занятиях утром и вечером (утренний и вечерний "круг"), где молодые люди учатся выражать свои мысли и чувства, участвуют в спектаклях, занимаются ритмикой, социальными играми, отмечают праздники и дни рождения.

В Центре "Турмалин" работают также детские группы с 10 до 15:30 часов. Здесь занимаются дети с особенно тяжелыми и множественными нарушениями развития. Некоторые из них получают образование на дому, некоторые — вообще не учатся, но в любом случае, дети оказываются изолированы от своих сверстников. В "Турмалине" они находятся в окружении ровесников, имеющих разный интеллектуальный уровень. Здесь они получают навыки общения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе, а также базовое образование в соответствии со своими возможностями, включая занятия рисованием, музыкой, танцевальную и игровую терапию. Кроме того, специалисты проводят с каждым ребенком индивидуальные занятия.

За годы работы Центра помощь получили более 60-ти взрослых инвалидов и детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, оказана психологическая помощь многим родителям, десятки семей получили консультацию. На базе Центра проходят практику студенты Московского Городского Педагогического Университета, а также социальную практику ученики старших классов московских школ.

Мастерские "Турмалина" — не кружки по интересам, а серьезные ремесленные группы, в которых создаются изделия, обладающие высокой художественной ценностью. Востребованность изделий – один из главных секретов серьезного отношения подопечных к своей работе. Когда они видят, что творения их рук приносят кому-то радость, им хочется делать их по-настоящему хорошо. Это создает неповторимый стиль, дает возможность творческого роста, стимулирует поиск новых художественных идей и способов их технического воплощения с учетом особенностей каждого. В нашей работе мы всегда опираемся на целостное видение человека, а не на отдельные симптомы проявления его психики или телесных нарушений. Мы стараемся в каждом человеке, независимо от степени его поражений, видеть незатронутое ядро, бесценную личность, неповторимую индивидуальность. Их существование не бессмысленно, а скорее необходимо нашему миру. На этом строится вся наша реабилитационная работа. Некоторые из наших подопечных поступают в колледж, 2 девушки вышли замуж, создали собственную семью.


Сайт: http://turmaline.ru

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Реабилитационный центр для инвалидов под угрозой выселения", 08.10.09

"Центр помощи инвалидам не в состоянии платить столичному ЖКХ", 19.04.11

"Центр социальной реабилитации", 20.04.11

"Турмалин", 13.05.11

"Детский сад для взрослых", 02.08.11

"Труд как способ дисциплинировать себя", 01.01.11

Телерепортаж "Один день из жизни Центра социальной реабилитации", 23.03.12

Телерепортаж ""Дети дождя" учатся жить самостоятельно", 19.04.12

"Центр социальной реабилитации "Турмалин" нуждается в поддержке", 25.11.12

"Две девочки в ожидании будущего", 18.03.16

"Музыка в моей голове", 23.03.18

"Наши взрослые дети", 06.08.18

***

Проект социализации подростков и молодых людей с ментальными нарушениями КРОО "Добрый Юг" (Краснодар)

КРБОО Добрый Юг Благотворительная организация "Добрый-Юг" помогает подросткам и молодым людям с особенностями развития вести активную социальную жизнь.

Начиная с 14 лет, молодые люди и девушки без инвалидности начинают больше времени проводить вне дома. Они чаще общаются со сверстниками, чем родителями, а их интересы меняются с детских на юношеские. Для людей с ограниченными возможностями здоровья это подчас недоступно. К сожалению, российское общество ещё не готово так быстро принять «особых подростков»: молодым людям с инвалидностью сложно найти компанию и завести друзей. Однако благодаря проекту "Равные возможности" подростки с нарушениями интеллектуального и психического развития заполняют нишу общения. Им приходится выходить из привычного семейного круга и начинать общаться с ровесниками.

Ключевой идеей проекта является проведение серии развивающих занятий и встреч для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями в возрасте от 16 до 30 лет для социализации, расширения их социальных связей, поддержания коммуникативных, социальных навыков и развития новых, а также работа с их родителями для включения в процесс социализации детей.

Мероприятия программы включают в себя обучающие тренинговые занятия по развитию и поддержанию навыков успешного взаимодействия, встречи социального клуба, музыкальные занятия для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями, семинары, арт-терапевтические встречи и индивидуальные консультации с психологами для родителей.

Проект начал свою работу в июне 2017 года и до декабря реализовывался при финансовой поддержке администрации Краснодарского края. В 2018 году мы проводили отдельные занятия благодаря участию обычных людей, которые поддерживали проект материально и финансово, благодаря команде волонтеров. За это время работы проекта мы провели более 100 интересных и полезных занятий, мастер-классов, тренингов для 30 семей. В конце 2018 года проект получил поддержку Фонда президентских грантов — 2 087 279 рублей.

В результате реализации проекта в Краснодаре было создано место с доступной, социально-адаптированной средой для развития, обучения, в том числе и профессионального, для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями. В 2019 году 30 участников проекта получили эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также развитие социально-бытовых и первичных трудовых навыков, приняли участие в продуктивной и творческой деятельности, что способствовало устранению или ослаблению проявлений деструктивного поведения, раскрытию их потенциальных возможностей, улучшению качества жизни. 30 семей, в которых проживают люди с ментальными нарушениями, получили психологическую и социальную помощь, возможность общения и смогли преодолеть социальную изоляцию.

В дальнейшем проект получил развитие путем создания трудовых мастерских с доступной, социально-адаптированной средой для профессионального обучения подростков и молодых людей с ментальными нарушениями.

***

Домашний приют для животных «Эллина» (Московская область)


У сына Эллины Гальцовой, Коли – аутизм. Этот диагноз ему поставили в 3 года. Эллине, успешной столичной жительнице, директору аптеки, пришлось уйти с работы. Началось  лечение Коли, которое – в том числе – включало общение с животными. Но жила семья в общежитии семейного типа – там животных завести нельзя. И мама Коли приняла судьбоносное решение.

«Мы переехали в недостроенный дом в поселке Кратово. Фактически это была бетонная коробка. Дом был подарком моего папы на день свадьбы. Земля и недострой», – вспоминает Эллина. Семья стала обживаться на новом месте.

Трудностей было и остается очень много. Вода из колодца, электрическая плитка, обогреватели, недостроенный дом… плюс сын с особенностями развития. Коля может быть раздражающим фактором для окружающих, для соседей  – он кричит, падает, шумит… «Но я не хочу его ограничивать  и постоянно одергивать: не кричи. Поэтому я приняла решение, что останусь в этом доме. В городе мы жить не будем», – говорит Эллина. Через несколько лет она осталась одна с детьми (сыном Колей и дочерью Ларисой, на год постарше) – муж не выдержал сложностей и ушел из семьи.

Первым четвероногим членом семьи стала пони Октава. «Мы занимались с психологами, логопедами, принимали медикаментозное лечение. Но были и занятия иппотерапией. Коля занимался на пони, и очень привязался к ней. Аутистам сложно менять обстановку и лишаться общения с теми, кто близок. Поэтому семья решила, уехав за город, взять Октаву с собой – пришлось выкупить ее за немалые деньги. Иппотерапия построена на том, чтобы ребенок сидел на лошади, исполняя определенные задания. Но мы поняли: в случае, подобном нашему, важнее не упражнения, а общение. Почистить лошадь, принести ей воды, сена, покормить. Это оказалось ценнее для развития сына».


Потом появился повредивший ногу скаковой конь Гурам. Элина вылечила Гурама и решила: она будет собирать таких животных – травмированных, выброшенных из жизни. Еще и потому, что общение с ними полезно сыну. «Вот так животные-инвалиды стали помогать человеку с инвалидностью. Битый битого везет, что называется», – смеется Эллина.

Так в приюте появлялись то жеребёнок со сломанной ногой, то 25-летняя кобыла с пулевым ранением, то мерин, который от старости уже не мог держаться на на ногах – и хозяева просто бросили животное умирать в поле. Приют выкупил с бойни двух кобыл. Сейчас в приюте в целом 7 лошадей, они старые, травмированные, но Эллина смогла их выходить.

Сейчас в приюте Эллины уже почти 60 животных. «Постепенно у нас появились козы. Часто пришлые животные, кого-то под ворота подкинули, козлика потом подарили. И мне пришлось осваивать и это тоже: что такое коза, чем ее кормить, как ее доить, – рассказывает Эллина. – Потом у нас появились свинки Хрюня и Матильда – одну батюшке нашего храма подкинули во время поста, другую привезли нам». Здесь живет ослик, черепахи, ужи, барашек, не считая многочисленных собак, кошек, кроликов и птиц.

Все эти годы Эллина вынашивала мысль о создании приюта-зоопарка.

«Конечно, я много общаюсь с родителями других детей-аутистов, и я предложила им приезжать к нам с детьми, общаться с животными. Если моему сыну это принесло пользу, то и другим детям это тоже должно помочь», – убеждена Эллина.


Эллина считает, что постоянное тесное общение с животными помогло Коле социализироваться. Он стал больше общаться, освоил телефон и может звонить и разговаривать с мамой. «Он может говорить "Здравствуй!", "У меня все в порядке"», – рассказывает Эллина, и такие успехи для Коли очень важны.

Эллина стала настоящим терапевтом. Она наблюдает воочию, как меняются дети с аутизмом в ходе общения с животными. «Такие дети могут быть и агрессивны. Но они постепенно меняются. Да, они быстро устают – скажем, 15 минут побыли с животными, и все. Но ничего. Потом 17 минут, потом – уже 20… и так постепенно ребенок меняется, становится более спокойным».

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Зоопарк для «особых» детей: мама мальчика-аутиста спасает брошенных животных" от 09.03.2016

Сюжет в телепрограмме «Утро. Вести» (с 1 мин. 20 сек.) от 11.03.2016

"Эллина – значит «светлая», или Приют для лошадей, собак и… любви" от 20.04.2016

Эфир передачи "Герои нашего города" с участием Эллины Гальцовой от 28.04.2016

"Эллинин ковчег" от 21.09.2016

***

Мастерские РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями "Яблочко" (Москва)

Миссия организации - поддерживаемое жизнеустройство и социальная адаптация в форме реабилитационных инклюзивных ремесленных мастерских и творческого развивающего досуга.

Цель организации - создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество людей с особенностями психического развития и членов их семей. 

Задачи организации

  1. Укреплять и поддерживать психическое здоровье людей с особенностями психического развития.
  2. Формировать навыки самостоятельного труда в ремесленных мастерских.
  3. Формировать навыки творческой деятельности.
  4. Формировать навыки бытового самообслуживания.
  5. Укреплять физическое здоровье.
  6. Оказывать психологическую помощь членам семей, где живет человек с нарушением психического развития.
  7. Обеспечить сопровождаемую трудовую занятость людям с нарушением психического развития. 

В реабилитационных ремесленных мастерских организована постоянная трудовая занятость более 40 молодых людей с выраженными ментальными нарушениями развития, где они приобретают навыки и умения изготовления изделий ручной работы по ткачеству, вышивке, бисероплетения.

В мини-типографии изготавливают открытки, блокноты, брошюры, календари.

В школе кулинарного мастерства под руководством специалиста инвалиды научатся готовить себе простую и разнообразную пищу, смогут закрепить эти навыки и применять их дома. Каждый инвалид по окончании проекта будет иметь собственноручно изготовленную иллюстрированную Кулинарную книгу с рецептами и способами приготовления блюд, которой он сможет пользоваться дома.  Это позволит снять с семей, осуществляющих уход за инвалидом, излишнюю опеку и связанное с ней  психологическое напряжение, позволит родителям предоставить взрослому человеку больше самостоятельности.

Есть изостудия, фтостудия, музыкальная и театральная студии, проводятся занятия АФК.

"Яблочко" поддерживает связи с молодежными организациями для дружбы ребят с "обычной" молодежью.


Сайт: http://yablochkoclub.jimdo.com

Публикации:

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

"Общественная организация "Яблочко": "Поддержание состояния общения, востребованности очень важно", 23.11.20

#####