Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Специалистов

Друзья, напоминаем, что у нас есть разделы "Библиотека" и "Видеотека". Мы уверены, что вы найдете в них множество полезных вам материалов.

Онлайн-платформа "Обнажённые сердца онлайн"

В ноябре 2019 года фонд "Обнаженные сердца" запустил онлайн-платформу для специалистов и родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии "Обнажённые сердца онлайн".

Также на ней будут размещаться подкасты "Инклюзия и жизнь". Первые выпуски будут посвящены юридическим аспектам воспитания ребёнка с ОВЗ и/или инвалидностью, новые эпизоды будут публиковаться раз в неделю.

***

Проект "Мастерская заботы"

В 2016 г. фонд помощи хосписам "Вера" и Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи организовали совместный проект "Школа ухода за тяжелобольными людьми".

Первый курс школы прошли 16 человек. Студенты изучали безопасное перемещение и активизацию пациента, оказание помощи с личной гигиеной, специфику ухода при диабете, деменции, после инсульта, а также особенности коммуникации с пациентом и его близкими, также в курс были включены занятия по альтернативной коммуникации.

Ведущим лектором стала главный врач Епархиального дома милосердия Новосибирска Ольга Выговская, а преподавателем альтернативной коммуникации — сотрудник Института коррекционной педагогики Ирина Саломатина.

Затем был создан youtube-канал "Мастерская заботы", где размещены 22 мастер-класса Ольги Выговской, с помощью которых персонал и родственники тяжелобольного человека могут узнать, как его правильно мыть, кормить, как с ним общаться и организовывать пространство вокруг него. Материал ориентирован, в основном, на немедицинский персонал – сиделок (специалистов по уходу), родственников, волонтеров.

В 2018 году школа "Мастерская заботы" проводит цикл вебинаров, посвященных коммуникации как важной части ухода за тяжелобольным человеком, а также проблемам организации пространства и вопросам питания. Кроме того, школа откроет консультационно-симуляционный центр для поддержки ухаживающих за неизлечимо больными людьми.

Видеозаписи вебинаров публикуются на сайте о паллиативной помощи Pro-palliativ.ru.

***

Программа поддержки и развития СО НКО Санкт-Петербурга, работающих в сфере социальной и трудовой занятости молодых инвалидов с нарушениями интеллектуального развития

Программа реализуется ГАООРДИ в 2016-2017 годах при поддержке Министерства экономического развития России.

Дневная занятость является важнейшем элементом социальной адаптации молодых инвалидов с нарушениями интеллектуального развития и основой их жизнеустройства. Именно поэтому ГАООРДИ выделяет её в качестве одного из приоритетных направлений развития социальной поддержки молодых инвалидов на современном этапе.

Сегодня в Санкт-Петербурге, в т. ч. у организаций - членов ГАООРДИ, накоплен достаточно обширный и разнообразный опыт организации социальной (без трудоустройства) и трудовой занятости молодых инвалидов. Для того, чтобы обеспечить прогрессивное развитие в этой сфере, необходимо обобщить и методически проработать имеющиеся практики. Именно на это и направлена данная программа.

Работа будет проводиться по трём содержательным направлениям:

  • социальная занятость (без трудоустройства) молодых инвалидов с нарушениями интеллекта;
  • временная трудовая занятость молодых инвалидов с нарушениями интеллекта;
  • сопровождаемое (поддерживаемое) трудоустройство молодых инвалидов с нарушениями интеллекта.

Мероприятия Программы включают следующее:

  • Методическая работа
    • совместная разработка пакетов методических материалов, которые станут основной для дальнейшего тиражирования программ занятости молодых инвалидов;
    • цикл семинаров-тренингов («начального» и «продвинутого» уровня) для сотрудников СО НКО, которые уже реализуют или только планируют развивать программы занятости для молодых инвалидов;
    • практические стажировки специалистов СО НКО (на базе ГАООРДИ и других организаций), позволяющие «в рабочем режиме» познакомиться с моделями социальной занятости молодых инвалидов;
  • Информационно-просветительская работа –
    • сопровождение и консультирование СО НКО по организации занятости молодых инвалидов (очно или удаленно);
    • супервизии для руководящих и рядовых сотрудников СО НКО, реализующих программы занятости молодых инвалидов;
    • организация открытого коворкингового пространства для обсуждения в свободном режиме практических вопросов организации занятости молодых инвалидов.

Кроме этого, Программа предполагает обширный блок инфраструктурной поддержки НКО-участниц в формате информационных и дискуссионных мероприятий по самым различным вопросам (список тем будет уточнён и расширен):

  • государственная поддержка людей с инвалидностью,
  • государственная поддержка СО НКО (в т.ч. субсидии, закупка социальных услуг и проч.),
  • продвижение интересов людей с инвалидностью через общественные структуры при органах государственной власти,
  • построение партнёрств с органами государственной власти и бизнесом при реализации программ занятости людей с инвалидностью,
  • особенности фандрайзинга и PR при  реализации программ занятости людей с инвалидностью.

Подробности Программы и календарь событий на сайте ГАООРДИ.

***

Круглый стол по вопросам правового регулирования жизни граждан в ПНИ

Как сделать жизнь в интернате - Жизнью?

25 марта 2015 г. СПб БОО «Перспективы» провели Круглый стол по вопросам правового регулирования жизни граждан в ПНИ: это стало очередным мероприятиям большого проекта по укреплению гражданского достоинства и повышению качества жизни жителей интернатов за счет развития правовой грамотности персонала учреждений.

В Круглом столе приняли участие представители Комитета по социальной политике, административный персонал психоневрологических интернатов города, сотрудники благотворительных организаций, которые работают в ПНИ, а также родители проживающих в интернатах. Кроме того, к участникам Круглого стола присоединился и Александр Медведев – председатель совета проживающих ПНИ №3.

Одной из главных тем Круглого стола стала, конечно, неприкосновенность частной жизни проживающих в интернате, их права на личную и семейную тайну, личное пространство, личные встречи, прием посетителей, самостоятельный образ жизни… Ведь невозможно всю свою жизнь - не месяц, не год, а всю жизнь - полностью подчинять придуманным другими людьми для тебя требованиям и условиям: от обеда и одежды до времени засыпания или выхода на прогулку… Обсуждалось и необходимое распределение ответственности за жизнь и здоровье недееспособных проживающих в ПНИ между опекуном и общественной организацией, оказывающей им поддержку.

Особое внимание на Круглом столе было уделено вопросам сопровождаемого проживания. Стоит отметить, что все участники признали - необходимо предоставлять возможность самостоятельного и независимого проживания тем, кто не нуждается в круглосуточном сопровождении. В этой связи Александр Медведев, председатель совета проживающих ПНИ №3, заметил, что очень хочет жить самостоятельно и независимо, и, хотя он и нуждается в поддержке и сопровождение, но при этом может и готов выполнять многие задачи самостоятельно...

На данный момент Саша участвует в тренировочной программе в ПНИ №3, в рамках которой осуществляется подготовка проживающих ПНИ к самостоятельной жизни. В целях обеспечения качественного сопровождения самостоятельного и независимого проживания граждан, вышедших из ПНИ, участники Круглого стола займутся проработкой возможных дополнений в региональный закон о социальном обслуживании населения Санкт-Петербурга относительно социального обслуживания на дому. Все вопросы вызывали живую дискуссию, участники активно высказывали все, что так давно должно было быть сказано, делились мнениями, предлагали свои решения...

О Круглом столе на сайте СПб БОО «Перспективы»

О Круглом столе на сайте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой

* * *

Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» проводит юридические консультации

3 февраля 2015 г. Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» провела выездную юридическую консультацию - стажировку «Реализация прав детей-инвалидов, инвалидов с рождения в течение всей жизни на развитие, образование, трудовую занятость, достойную жизнь на примере ВООО АРДИ «Свет» для специалистов, работающих в системы социальной защиты города Москвы, и фонда «Димина мечта».

Любовь Ивановна Кац, председатель Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет», познакомила участников стажировки с опытом ВООО АРДИ «Свет» по реализации прав детей-инвалидов, инвалидов с рождения в течение всей жизни на развитие, образование, трудовую занятость, достойную жизнь. Подробно рассказала о подготовке молодых людей к самостоятельной (сопровождаемой) жизни, работе «учебных» квартир, квартиры постоянного проживания вместо психоневрологического интерната, о приемных семьях для одиноких инвалидов, в том числе недееспособных. В ходе стажировки были выданы буклеты ВООО АРДИ «Свет».

Участников стажировки интересовали вопросы организации «учебных квартир», работа приемных семей для одиноких инвалидов недееспособных, распорядок дня молодых людей, проживающих в «учебной квартире» и квартире постоянного проживания, занятия молодых людей в утреннее и послеобеденное время, планирование свободного времени. Были рассмотрены вопросы, связанные с обучением профессии молодых людей, не имеющих основного общего образования, проживающих в психоневрологических интернатах, трудовая занятость и трудоустройство людей недееспособных, юридические аспекты организации квартир постоянного сопровождаемого проживания. Много внимания было уделено социальному партнерству в работе с детьми и молодыми людьми. Подробно были представлены механизмы социального партнерства с учреждениями администрации города Владимира, предпринимателями, добровольцами.

Во втором блоке работы участники стажировки познакомились с работой:

• Центра ранней помощи молодым семьям с детьми с особенностями развития «Мишутка и его друзья».

• «Школы жизни для молодых людей со сложной структурой дефекта» и «Учебным швейным цехом».

• «Учебной квартиры месячного самостоятельного проживания (сопровождаемого) подготовки молодых людей к проживанию в отдельной квартире, без родителей».

• Квартиры постоянного поддерживаемого проживания молодых людей с тяжелой формой инвалидности без родителей – одной из форм сопровождаемого проживания вместо проживания в закрытом учреждении, в психоневрологическом интернате.

http://svet33.ru/index.php?id=986

* * *

Подготовка специалистов к работе с людьми, имеющими нарушения развития, в условиях сопровождаемого проживания

Центр Лечебной Педагогики, г. Псков

Сопровождаемое проживание, как новая форма предоставления услуг на дому людям с тяжелыми нарушениями развития, предполагает профессиональный подход сопровождающих, т.к. задачи, которые они призваны решать в процессе сопровождения проживания людей с инвалидностью, требуют специальных компетенций. В частности, к ним относятся:

  • уважительное отношение к человеку с инвалидностью, с признанием равенства его прав на жизнь в обществе и особых потребностей в помощи;
  • понимание и применения на практике международных и российских законов в отношении лиц с инвалидностью;
  • умение оценивать потребность человека в помощи, выделяя при этом его потенциальные возможности самостоятельного решения жизненных задач;
  • умение отражать это в индивидуальной программе сопровождения и выполнять ее;
  • владение специальными подходами, позволяющими эффективно оказывать помощь людям с различными нарушениями развития;
  • ведение необходимой документации, связанной с организацией и осуществлением сопровождения;

Вышеперечисленные и другие компетенции определяют содержание подготовки специалистов для работы в условиях сопровождаемого проживания. Подготовка сопровождающих осуществляется в форме практико-ориентированных курсов.

Тематика курсов:

  • Введение. Основные понятия: «сопровождение», «нормализация жизни», «сопровождаемое проживание». Модели систем сопровождения.
  • Этические основы сопровождения жизни лиц с тяжелыми нарушениями развития.
  • Правовые и организационные основы сопровождаемого проживания.
  • Организация обучения самостоятельному проживанию с сопровождением (на основе опыта Отделения учебного проживания ЦЛП г.Пскова).
  • Прием, диагностика (определение зоны ближайшего социального развития) и планирование обучения.
  • Цели, задачи, содержание сопровождения по направлениям: а) бытовая деятельность; б) социально-коммуникативная деятельность; в) досуговая деятельность.
  • Основные аспекты сексуального развития.
  • Организация ухода.
  • Организация сотрудничества с родителями.
  • Взаимодействие с местным сообществом и организация социокультурной интеграции лиц с нарушениями развития.
  • Обеспечение занятости в дневное время (опыт Производственно-интеграционных мастерских).

Объем предлагаемых курсов рассчитан на 40 часов, 10 из которых отведены практической работе с проживающими в квартирах людьми с инвалидностью.

Содержание теоретической части осваивается в ходе семинарских занятий с использованием интерактивных методов обучения, лекций, сопровождаемых презентациями и демонстрацией видеоматериалов.

Практическая часть обучения осуществляется ежедневно малыми группами участников на базе учебной квартиры ЦЛП. Слушатели курсов наблюдают, подключаются к деятельности проживающих и сопровождающих, затем вместе с преподавателем анализируют процесс сопровождения.

В завершение курсов участники за «круглым столом» проводят обсуждение полученной в процессе обучения информации, оценивают свою готовность к работе в области сопровождаемого проживания.

http://clp.pskov.ru/soprovozhdaemoe-prozhivanie

***

В Ижевске прошёл Урок доброты, посвящённый людям с синдромом Дауна

10.10.2016 г. в Удмуртском государственном университете прошёл урок доброты (видео). Вели его «солнечные люди» — люди с лишней хромосомой, или по научному — с синдромом Дауна. Мало кто знает, но октябрь — месяц, когда они рассказывают всему миру о себе. От хромосомного сбоя — нет страховки. Ежегодно два десятка детей с синдромом Дауна рождается в Удмуртии.

Урок необычный, и задания соответствующие. Ненадолго будущие педагоги-дефектологи смогли почувствовать себя на месте человека с синдромом Дауна. Лишняя хромосома несёт физиологические особенности — неповоротливый язык, сниженная чувствительность пальцев. Солнечным людям приходится стараться втройне, чтобы добиться вроде простых вещей. И часто в своём старании они обходят людей обычных. Как Игорь Юферов, участник инклюзивного театра «Надежда».

Игорь говорит на двух языках, тонко чувствует несправедливость и доказывает: синдром Дауна — это не повод оставить особенного ребёнка в роддоме. Региональная общественная организация «Солнечный мир» поддерживает таких детей и их родителей. Недавно общественники выступили с идеей нового проекта «Старший друг для солнечного человека».

Нина Орлова, представитель регионального общественного движения «Солнечный мир»: «По окончанию школы они остаются за порогом активной жизни, и хочется, чтобы у них был друг, который выводил бы их в общество — в кино сходить, поговорить по телефону, просто прогуляться, в гости съездить — чтобы у человека была цель, чтобы он не чувствовал себя оторванным от мира».

Подобный проект для детей-аутистов пока действует только в Москве. В Ижевске в проект готовы включиться студенты кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики УдГУ. И тоже — научиться доброте.

http://www.myudm.ru/news/2016-10-10/v-izhevske-proshyol-urok-dobroty-posvyaschyonnyj-lyudyam-s-sindromom-dauna-video

#####