Notice: Undefined offset: 1 in /home/srv33768/htdocs/classes/modules/stat/classes/libs/detect.php on line 394 Особый дом - АНО "Новые перспективы": программа помощи "Взрослые вне семьи" в ПНИ №3 г. Петергофа
Сопровождаемое проживание людей с ограниченными
возможностями в России
#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

АНО "Новые перспективы": программа помощи "Взрослые вне семьи" в ПНИ №3 г. Петергофа

"Перспективы" - это партнерство благотворительных организаций, работающих ради улучшения жизни детей и взрослых с тяжелой инвалидностью.

СПб БОО "Перспективы" с 1996 года работает в Санкт-Петербурге. Сейчас организация поддерживает детей с тяжелой инвалидностью в четвертом корпусе Детского дома интерната №4 (программа "Дети вне семьи. Павловск"), семьи, в которых растут такие дети (программа "Семейная поддержка"), волонтерскую программу и программу "Повышение квалификации. Обмен опытом".

АНО "Новые перспективы" дает сопровождение и помощь подопечным старше 18 лет: программа "Взрослые вне семьи "Петергоф""  в интернате для взрослых (ПНИ №3) и инновационные проекты "Тренировочная квартира", "Сопровождаемое проживание" и  "Гостевой дом".

По достижении 18 лет детей с множественными нарушениями в развитии переводят из детского дома в психоневрологический интернат. Не желая оставлять своих совершеннолетних подопечных из павловского детского дома без поддержки, "Перспективы" последовали за ними во взрослый интернат.

Так в 2000 году появилась программа помощи "Взрослые вне семьи" в психоневрологическом интернате №3 г. Петергофа (ПНИ №3). Программа реализуется АНО "Новые перспективы".

1.4_900x369.jpg

В интернате ребята живут всю жизнь, и в этом изолированном и ограниченном мире у них очень мало возможностей для занятий любимым делом, развития своих способностей, выездов и праздников. Сотрудники и волонтеры "Перспектив" каждый день помогают подопечным справляться с возникающими трудностями, пробуждают в них желание развиваться и побуждают к активности, дают им уважение и внимание, оказывают профессиональную помощь.

Модель нормализации жизни для людей с множественными нарушениями в развитии в условиях ПНИ

С самого начала "Перспективы" взяли  курс на максимальное приближение жизни человека с тяжелыми функциональными нарушениями к той жизни, которую хотел бы вести каждый из нас. К жизни, где есть и занятия по душе, и радость от преодоленных трудностей, и поездки на природу, и дружеское общение. Как создать все это в условиях громадного интерната? Ведь всего в ПНИ № 3 в Петергофе живет больше тысячи самых разных человек - как страдающих алкоголизмом, так и просто пожилых людей, оставленных родственниками.

Прежде всего "Перспективы" добились, чтобы молодые ребята с тяжелой инвалидностью проживали на особых отделениях реабилитации. Там "больничная" атмосфера смягчена настолько, насколько это возможно. Юноши и девушки живут в соседних комнатах, радуясь общению, как и любые молодые люди. За каждой комнатой, где ребята нуждаются в помощи, закреплен волонтер "Перспектив", проходящий Добровольный Социальный Год. Он хорошо знает "своих" ребят, их привычки, потребности и характеры. Самым слабым волонтер прежде всего помогает с чисткой зубов и другими гигиеническими мероприятиями, ну а с активными ребятами, которые ждут приключений, отправляется на долгую экскурсию в парк или даже на концерт в клуб.

Кроме этого, с ребятами занимаются педагоги "Перспектив", имеющие специальную подготовку. Они помогают каждому стать более самостоятельным, занять свое время полезной игрой или сделать что-то пока слишком сложное.

Ребята посещают занятия адаптивной (специальной) физкультурой, а желающие еще и творческие занятия, занятия ручным трудом или музыкой, встречи церковного хора  - и, конечно, обожаемые и учениками, и их друзьями занятия кулинарией в большой кухне, оборудованной "Перспективами".

Проект "Дом для нормальной жизни и работы" был поддержан Европейской комиссией.

Создание данной модели предполагает охват нескольких аспектов:

  1. Создание достойных условий жизни для особых людей в рамках государственной системы помощи.
  2. Преемственность при переходе подопечного из детского во взрослый интернат.
  3. Изменение структуры и организационных норм отделения государственного учреждения.
  4. Изменение установок людей, работающих с инвалидами, повышение квалификации.
  5. Развитие продуктивного взаимодействия между государственной и негосударственной организациями.

Концепция создания нормальных условий проживания людей с особыми потребностями основана на признании их:

  • свободы перемещения,
  • возможности получать новые впечатления и общаться с разными людьми,
  • возможности трудиться и отдыхать,
  • свободы вероисповедания,
  • частной жизни и личного пространства.

Нормальные условия поддерживаемого проживания предполагают также и нормальные условия работы поддерживающего персонала, основанных на:

  • самоуважении,
  • понимании целесообразности своей работы,
  • возможности участвовать в принятии решений и планировании деятельности,
  • возможности улучшать свои условия труда и повышать квалификаци.

Основные принципы работы отделения нормализации:

  1. Уважение к личности любого человека (проживающего, сотрудника, родственника, волонтера и т.д.).
  2. Признание свободы и права выбора любого человека как основной ценности.
  3. Доступность (условий жизни, формы общения. Предлагаемые занятия должны соответствовать возможностям проживающего).
  4. Индивидуальный подход.
  5. Поддержка и стимулирование социализации проживающих.
  6. Обратная связь (результаты любых действий и решений исследуются, и это становится основанием для дальнейшей корректировки действий).
  7. Систематичность и последовательность в действиях поддерживающего персонала.
  8. Умение персонала, сотрудников некоммерческой организации и волонтеров работать в команде.

Специалисты, работающие на отделении нормализации.

Отделение возглавляется заведующим, который назначается на должность директором Психоневрологического интерната №3. Заведующим отделения может быть назначен специалист, имеющий специальное высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование. Персонал распределяется согласно разделам проекта. Например, разделом проекта "Проживание" является уход, для чего необходимы младшие медицинские сестры, волонтеры, буфетчицы, уборщицы, парикмахер.

В социальной сфере: социальный работник, психолог, младшие медицинские сестры, волонтеры, сестра хозяйка, помощник сестры хозяйки, дежурная медсестра, сотрудники АНО "Новые перспективы".

В медицинском обслуживании: врачи отделения, старшая медицинская сестра, медицинские сестры, инструкторы лечебной физкультуры (ЛФК), массажисты, физиотерапевтическая медицинская сестра, стоматолог, специалисты извне, врач-консультант, психолог.

В разделе "Реабилитация" персонал распределяется по следующим подразделам таким образом:

  1. Медицинская реабилитация: инструкторы ЛФК, медицинские сестры, физиотерапевтическая сестра, массажисты, консультанты, стоматолог, психолог, ответственный за технические средства реабилитации.
  2. Социальная реабилитация: руководитель театра, трудинструкторы, руководитель художественной студии, руководитель рукодельной мастерской, руководитель столярной мастерской, рекреационный педагог, сотрудник "Перспектив" по религиозному обучению, сестра-хозяйка, помощница сестры- хозяйки, волонтер (прогулки, поездки), педагог, логопед, социальный работник, медицинские сестры, инструктор ЛФК.
  3. Трудовая реабилитация (учеба, занятость, работа): педагог, социальный работник, младшие медсестры, психолог, волонтер, врач, сестра- хозяйка, буфетчицы, помощник сестры-хозяйки, инструктор ЛФК, инструктор по кулинарии, руководитель рукодельной мастерской, руководитель столярной мастерской, руководитель керамической мастерской, педагог компьютерного класса, руководитель бригады, зам. директора по АХЧ (хозяйственной части), главный инженер.

Важным пунктом нормализации жизни подопечных интерната является организация повседневной деятельности и досуговых мероприятий:

  1. Организация обучения и образования: практическое обучение для самообслуживания, развитие коммуникативных навыков, удовлетворение познавательных потребностей, допрофессиональная подготовка.
  2. Создание условий для  трудовой деятельности подопечных: создание рабочих мест и их адекватное оборудование, обеспечение сопровождения при трудовых процессах (квалифицированные трудинструкторы в необходимом количестве).
  3. Создание условий для творческой самореализации проживающих по разным направлениям: театр, художественное творчество, литературная деятельность, хоровое пение, музыкальные занятия.
  4. Поддержка духовной жизни подопечных: предоставление возможности участвовать в церковных таинствах и молебнах (выезды в церковь, регулярные службы в часовне, совместная молитва), предоставление возможности беседовать об интересующих их вопросах о добре и зле, о жизни и смерти, помощь в осознании связи христианского учения с жизнью человека. Организация досуга: посещение театров, концертов, музеев, выставок, организация праздников и других культурных мероприятий, организация спортивных праздников, организация летних палаточных лагерей и многодневных поездок.

Участие волонтера в жизни молодого человека с множественными нарушениями в развитии, проживающего в интернате, является неотъемлемой частью проекта.

Обязанности волонтера: 

  1. Оказывать внимание нуждам каждого подопечного своей группы: выяснять эти нужды (с говорящими подопечными - разговаривать, с неговорящими - искать способы понять их), понять, что может делать сам подопечный, в чем может помочь волонтер, а в чем требуется помощь других людей и организовать процесс реализации этих нужд.
  2. Заниматься с тем подопечным, который не идет на занятие.
  3. Учить подопечных помогать другим (друг другу, волонтерам, младшим медсестрам), организовывать по возможности групповую работу - в идеале у каждого подопечного должно быть свое задание в группе.
  4. Давать каждому подопечному минимум 1 раз в неделю и минимум 20 мин. побыть одному с волонтером в определенный день и час. Подопечный должен заранее знать об этом. В таком случае, он заранее ждет этого времени, рассчитывает на него.
  5. Вместе с подопечными и младшими медсестрами обустраивать личный уголок подопечного (стенка над кроватью, личный шкафчик, тумбочка), улучшать по возможности бытовые условия подопечных - заботиться об их комфорте.
  6. Вместе с младшими медсестрами следить за гигиеной подопечных.
  7. Помогать подопечным в организации дней рождений (вместе составлять списки гостей, обсуждать меню, место, где все будет происходить), участвовать в организации сезонных праздников, при этом побуждать самих подопечных проявлять инициативу.
  8. Готовить подопечных к занятиям.
  9.  Следить за одеждой подопечных: вместе с подопечными подбирать им подходящую одежду, следить за порядком в шкафу и разбирать его, а также следить за тем, чтобы подопечные были чисто, опрятно и по размеру одеты.
  10. Помогать подопечным в приеме пищи (там, где это требуется).
  11. Вместе с подопечными 1 раз в неделю ходить за покупками.

journey2.jpg 1.2.1..JPG

Чтобы обеспечить подопечным интересную и полезную деятельность, которая позволит им развиваться дальше, получать трудовые навыки и открывать для себя что-то новое, была создана программа "Занятость", частью которой являются мастерские (столярная, керамическая и мастерская рукоделия).

Самой первой, в 2000 году, открылась мастерская рукоделия. На занятиях подопечные вышивают, ткут, с помощью техники декупаж дают новую жизнь старым вещам: из использованных бутылок делают красивые вазы, из старых пластинок – замечательные часы. Недавно ребята начали осваивать новое направление – набойка по ткани. Используя данную технику ученики создают эко-сумки и красивые мешочки для подарков!

Керамическая мастерская была создана в 2008 году. Занятия проходят 4 раза в неделю, ее посещают 32 молодых человека. Ученики мастерской  работают с глиной в разных техниках, создавая вазы, тарелки, подсвечники, магниты и даже рождественские игрушки: рыбок и ангелов.

Деревянная мастерская начала свою работу с 2003 года, на сегодняшний день она работает 5 дней в неделю, и занятия посещают 42 ученика. Ребята учатся правильно и безопасно работать с инструментом и изготавливают различные сувениры из дерева.

Основание творческих мастерских позволило проживающим иметь занятость, кому-то работу, хобби, изменить своё расписание жизни, и возможность просто выехать с отделения, где проживают постоянно подопечные, в другие помещения в пределах интерната.

Каждый из подопечных может выбрать занятие по своему интересу или отказаться от него. Программа обучения возникла опытным путём, в результате проб и ошибок. Мы пытались следовать академическому пути обучения, но увидели, что он не подходит нашим ученикам.

Цель мастерских - самореализация людей с любой формой инвалидности.

Задачи:

  • диагностика возможностей и предпочтений;
  • формирование предтрудовых навыков (концентрация внимания, развитие моторики и т.д.);
  • обучение конкретным трудовым навыкам;
  • предоставление возможности к самореализации и творчеству.

Мастерские носят интегративный характер. В них сходятся ребята с разными возможностями. Например, в группе может быть 1-2 слабых подопечных; 1 подопечный, самый самостоятельный, является помощником мастера; ещё 3-4 ребят с разными уровнями самостоятельности.

Принципы обучения:

  1. Индивидуальный подход. Программа обучения конкретизируется и пересматривается в процессе работы.
  2. Изделия мастерских – это продукт коллективного труда. Например, в керамической мастерской создано изделие, а в мастерской рукоделия это изделие покрывают грунтовкой и раскрашивают.
  3. Каждого учат тому, что он сможет делать максимально самостоятельно.
  4. Одновременно развиваются и творческие, и технические навыки. Перед учениками ставится определённая задача, которую они должны выполнить. Хотя это творческое занятие (занятость), мы акцентируем внимание не на получении удовольствия от процесса работы, а на воплощении своего замысла и соблюдении технологии.
  5. Важно, чтобы психическое состояние наших подопечных не ухудшалось, а улучшалось. Педагогами было замечено, что приходя на занятия с отделения, подопечные рассказывают о своих конфликтах, сложных ситуациях, которые они переживают и не могут разрешить самостоятельно. Поэтому педагоги вводят в занятия чайную паузу, чтобы в дружеской обстановке поговорить с подопечными, помочь им. Молодые люди учатся налаживать дружеский контакт в группе друг с другом. Приходя на занятие, педагог видит в каком эмоциональном состоянии находится подопечный и корректирует свои задачи, в зависимости от этого.

Учитывая всё это, педагоги стараются подобрать каждому ученику то сочетание творческой и технической работы, которое больше всего подходит именно для него и создать благоприятные условия, для каждого подопечного, кто хочет посещать мастерские.

Проживающие могут применить свои навыки и желание трудиться и не только в мастерских.

Для ребят созданы рабочие места: уборщика помещений, кухонного рабочего (помощник педагога при подготовке еды), помощника мастера-педагога в мастерской рукоделия, рабочего по стирке, вахтёра на отделении (дежурство на дверях) и работников бригады - это 4 подопечных, которые обучаются мелкому ремонту мебели под контролем инструктора. Подопечные получают вознаграждение, что мотивирует и социализирует ребят.

Проживающие, независимо от диагноза и нарушений, - взрослые люди, имеющие право на работу и уважение. Это позволяет раскрыть творческий потенциал подопечных, привить им трудовые навыки, позволяет нормализовать жизнь, насколько это позволяют условия интерната.

Весной 2015 г. изделия керамической мастерской появились в магазине . Вырученные от их продажи деньги идут на покупку оборудования и материалов.

О театральной и Арт-студии "Перспектив" в ПНИ №3 мы рассказываем подробно в разделе "Как организовать творческие студии".

В феврале 2016 года был запущен совместный проект "Перспектив" и ПНИ №3 - Тренировочная квартира.

Материалы:

Арт- и документальный проект "Глубоко внутри", 2017

Вебинар "Создание керамической мастерской и мастерской рукоделия для людей с ментальной и множественной инвалидностью", 11.05.18

Публикации:

""Особые люди" в Петербурге верят в хеппи-энд", 06.12.13

"В чём призвание "особых людей"", 19.09.14

"Прогулка подопечных фонда "Перспективы" в белые ночи", 26.06.15

"Частичка тепла для ребят из психо-неврологического интерната №3 в Петергофе", 03.04.16

"От альтернативной службы к волонтерству", 19.04.16

"Моего сына убило равнодушие", 27.04.17

""Глубоко внутри" - от страха к состраданию", 24.04.17

Видео "Инсталляция проекта "Глубоко внутри". https://deep-inside.me", 26.04.17

""Мы все с ограниченными возможностями": как живут подопечные крупнейшего в России психоневрологического интерната", 03.05.17

"7 правил эффективного социального проектирования", 26.05.17

"Закрытое в открытом", 17.07.17

Телерепортаж "Жизнь психоневрологического интерната отразили в инсталляции у петербургского Манежа", 08.08.17

""Перспективы" достучались до Смольного – в двух интернатах создадут два отделения милосердия для тяжелых молодых инвалидов", 10.08.17

""Перспективы" и администрация ПНИ №3 открывают специальное отделение интенсивного ухода для слабых подопечных", 28.08.17

"Человеку нужен человек", 12.09.17

Видео "Deep Inside", 10.10.17

"Перезагрузка "фабрик несчастья" - призвание зрелых людей", 04.12.17

"Помогите в переходе: кто поддерживает "сложных" сирот, переезжающих из детских интернатов во "взрослые"", 28.02.18

"Битва за свободу. Как Саша и Яша боролись с системой, чтобы стать свободными людьми", 18.07.18

Документальный фильм "«Дом на Заячьем проспекте». Почему ПНИ — это не психбольница", 20.08.20

«Приходи и просто будь человеком», 09.09.21

"Вход только для всех: как на «Севкабеле» строится первое в России Нормальное место»", 11.11.21

#####